Введение:
В современных рыночных отношениях планирование приобретает все большее значение, являясь экономической основой взаимоотношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших пред-приятий, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с раз-личными формами собственности, устанавливая необходимое равновесие между величиной спроса на тот или иной вид продукции или услуг и объ-емом их предложения со стороны производителей.
В последнее время все большее значение приобретают такие факто-ры как высокая конкуренция, изучение спроса и предложения, динамика цен; поэтому при принятии решений нужно опираться на постоянное об-новление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий и тактических подходов. Следовательно, задачи планирования постоянно расширяются, охватывая не только развитие в пределах определенного хо-зяйственного цикла, но и прогнозирование колебаний конъюнктуры рынка.
Смысл бизнес-планирования на отдельно взятой фирме заключается в достижении целей, которые ставит перед собой собственники или руко-водство предприятия, а именно достижение определенного уровня прибы-ли, при этом длительность периода, охватываемого бизнес-планом, не ог-раничивается только долгосрочным или краткосрочным периодами.
В настоящее время слово «бизнес-план» известно каждому, однако оно обычно ассоциируется с документом, составляемым с целью получе-ния инвестиций, объемом 10-15 страниц. Такой документ не всегда вопло-щается в жизнь. Поскольку главной задачей составления такого бизнес-плана является получение денег от потенциальных инвесторов, все показа-тели в расходной части намеренно завышаются. Такие бизнес-планы суще-ствуют и носят название «внешних». Однако наряду с ними существуют «внутренние» бизнес-планы.
Особую актуальность приобретает бизнес-планирование для пред-приятий сферы туризма, как отрасли быстро развивающейся и подвержен-ной влиянию внешней среды, но вместе с тем работающей весьма эффек-тивно, благодаря чему эта отрасль была признана одной из наиболее пер-спективных и получила официальную поддержку со стороны государства (ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности»). Тем не менее, большая часть предприятий этой сферы плывут по течению, подстраиваясь под конкурентов и анализируя свои предыдущие ошибки, то есть работая в ре-активном режиме. При этом в таких организациях внимание внутрифир-менному планированию не уделяется вовсе.
Таким образом, целью данной работы является уточнение методики написания бизнес-плана для туристской фирмы с последующей разработ-кой бизнес-плана для конкретной туристской организации. В соответствии с этой целью практическим результатом работы будет составление бизнес-плана применительно к данной фирме (Центр международного сотрудни-чества «Открытый Мир»), разработанного с учетом реально сложившейся на рынке ситуации и предполагаемой динамики развития, выведенной на основе маркетинговых исследований рынка туристских услуг города Санкт-Петербурга – то есть, рынка, на котором действует фирма.
Согласно общепринятым принципам написания выпускной квалифи-кационной работы, разрабатываемый проект включает в себя три основные части.
Глава 3:
Чтобы определить, какой тактики следует придерживаться при орга-низации рекламной кампании, прежде всего следует рассчитать цену, по которой предполагается продавать турпакет. Цена турпродукта складыва-ется из нескольких составляющих: оплаты переезда, трансфера, прожива-ния и питания, туристско-экскурсионных услуг. При этом существует ва-риант реализации как полного турпакета, так и его отдельных составляю-щих – авиабилетов, железнодорожные билетов, осуществлять отдельное бронирование гостиниц выбранной категории.
Цены, предлагаемые фирмой, должны поддерживаться на конкурен-тоспособном уровне. Определяя цену на услуги по оформлению проездных билетов, виз и загранпаспортов, а также приглашений для иностранных граждан, брались в расчет цены, предложенные партнерами. Средняя цена по оформлению загранпаспортов является ниже средней по городу. Стои-мость оформления виз варьируется в зависимости от цен, предложенных фирмой-партнером, а также от сроков оформления. Отсюда можно сделать вывод о том, что фирма может рассчитывать на достаточную популярность своих предложений и проявление интереса к ним со стороны потребите-лей.
Данная группа турпродукта, которую можно назвать «отдельные со-ставляющие пакета», не требует специфического продвижения. Предпола-гается, что информация об оказании подобных услуг будет идти отдельной строкой во всех рекламных публикациях фирмы (последняя строка, наи-меньшее акцентирование внимания).
Однако реализация отдельных составляющих не является основной деятельностью фирмы «Центр Международного Сотрудничества и Туриз-ма«Открытый Мир». Основной задачей, преследуемой при составлении плана по продвижению, является анализ цен продукта, которые решено выбрать в качестве приоритетного. Согласно предыдущей главе, основны-ми направлениями по отправке являются Турция, , Греция, Испания и Эк-зотические туры, причем в планируемом периоде фирма делает упор на продвижение Экзотических стран.
Приведем здесь примерную калькуляцию цен. Средняя цена отеля «Х» 5*, 1 неделя будет составлять 800 у.е., 2 недели 1300 у.е. Напомню, что с этим отелем у нашей фирмы заключен договор с очень большой скидкой, и цена на него будет самой минимальной по городу. Цена на оте-ли для среднего класса будет составлять на 1 неделю 450 у.е. Отметим также, что калькуляция не является окончательной, коррективы могут вно-ситься в процессе осуществления продаж согласно изменениям, происхо-дящим на целевом рынке, в результате цены могут быть повышены или понижены при недостаточном спросе (в основном понижение цен предпо-лагается осуществлять за счет комиссии, или прибыли, фирмы).
Заключение:
В заключение еще раз отмечу те моменты в проделанной работе, ко-торые являются в некотором роде уникальными. Особенность заключается уже в том, что бизнес-план создается для вновь создаваемого предприятия сферы услуг «с нуля» – туристской фирмы ООО « Центр Международного Сотрудничества и Туризма «Открытый Мир». Это вызвано тем, что в по-следние несколько лет ситуация изменилась, и теперь на первый план вы-ходят факторы, которые раньше имели незначительное влияние – измене-ние конъюнктуры рынка, повышение спроса на одни туруслуги и падение спроса на другие. В таких условиях становится невыгодно быть «такими как все».
Поэтому для успешного функционирования на рынке турфирмы бы-ли выбраны следующие направления: Турция, Греция, Болгария – в перио-ды сезона, Чехия, а также экзотические страны. Причем в результате мар-кетингового анализа турфирм, представленных на рынке Санкт-Петербурга, выяснилось, что у туристской фирмы ООО «Центр Междуна-родного Сотрудничества и Туризма «Открытый Мир» практически нет конкурентов по турпродукту экзотические туры. Поэтому именно это на-правление и было выбрано в качестве приоритетного.
В работе были сделаны прогнозы доходов и расходов турфирмы в ближайшем году в период 05.2005 – 05.2006.
Все затраты, необходимые на создание и функционирование тур-фирмы в течении года, окупятся в течении первого года, при условии, что фирмы продаст 198 туров по выбранным направлениям.
Таким образом, в данной работе был разработан бизнес-план турист-ской фирмы, которая будет успешно функционировать на рынке Санкт-Петербурга в сложившихся условиях.