Введение:
Чти учителя, как Бога», — приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древне¬египетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Положение с тех пор несколько изменилось. Учитель стал доступнее, земнее, что ли. Но не изменилось его призвание — сеять разумное, доброе, вечное.
Уже в самые далекие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя — такое общество. Те государства в истории развития человеческой цивилизации вырывались вперед, где были лучше школы и учителя. Любое умаление роли учителя почти всегда заканчивалось плачевно: государства хирели, нравы ухудшались. Скромный и незаметный учитель, но достаточно свести его с пьедестала и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным пред¬ставителем которой он выступает, как тут же поднимает го¬лову и начинает свое разрушительное воздействие неве¬жество, отбрасывая достижения цивилизации назад к пеще¬рам.
Возможно, эти слова покажутся вам несколько высоко¬парными. Мог бы автор сказать и помягче, поскромнее, что ли. Не согласен! Любые сравнения будут бледными и невы¬разительными, когда речь идет о людях, заслуги которых перед человечеством нельзя ни измерить, ни переоценить. Разве не благодаря учителям мы познали Вселенную и са¬мих себя? Разве не учитель Циолковский указал людям до¬рогу в Космос? Разве не Сократ был учителем всего челове¬чества? Достаточно в этой связи вспомнить хотя бы свидетельство небезызвестного Бисмарка: «Немец¬кий народ воспитал немецкий народный учитель».
С огромной страстью подчеркнул роль русского учителя в обществе М. Горький: «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особен¬ные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понима¬ем, что без широкого образования народа государство раз¬валится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпи¬ча! Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблен¬ный в свое дело, а у нас — это чернорабочий, плохо образо¬ванный человек, который идет учить ребят в деревню с та¬кой же охотой, с какой пошел бы в ссылку.........
Глава 2:
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер вос¬питателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая обществен¬ная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спон¬танность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зри¬телями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от уча¬щихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и пси¬хологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыль¬чивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.
Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и де¬мократии в воспитании, которые реализуются специально подго¬товленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважа¬ют. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачи¬вают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают нега¬тивное влияние.
Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное зна¬чение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, до¬верия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу. Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспита¬теля нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.
...........
Заключение:
Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализа¬ция этих функций требует от современного педагога следую¬щих личностных параметров:
- потребности и способности к активной и разносторонней
профессиональной и социально-культурной деятельности;
- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимо¬сти в отношениях с детьми и взрослыми, готовности прини¬мать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
- понимания своеобразия и относительной автономности
саморазвития личности;
- умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое
общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом
сообществах;
- знания особенностей психического развития, особенно
детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;
- способности к собственному саморазвитию и самовос¬питанию.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и раз¬вить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию
.........