Введение:
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безо-пасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др., что определяет актуальность проблемы обеспечения качества в условиях конкуренции.
Важнейшей составляющей всей системы качества является качество про-дукции. В современной литературе и практике существуют различные трактов-ки понятия качество. Требования к качеству на международном уровне опреде-лены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандар-тов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход междуна-родной стандартизации на качественно новый уровень, определив социальную и государственную значимость решения задач обеспечения качества. Эти стан-дарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управ-ления и установили четкие требования к системам обеспечения качества.
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире под-ход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регла-ментировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. В ко-мандно-административной экономике качество трактуется с позиции произво-дителя. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.
В условиях рыночных отношений, которые сложились в нашей стране за последние годы, качество торгового обслуживания покупателей становится важнейшим объектом контроля и экономического анализа на предприятиях торговли.
Одним из основных показателей, характеризующих процесс обслуживания покупателей, является уровень качества торгового обслуживания. Данный по-казатель является интегральным, включающим ряд частных показателей, таких как культура обслуживания покупателей, скорость торгового обслуживания, стабильность товарного ассортимента, спектр услуг, предоставляемых покупа-телям и т. д.
Целью курсового проекта является овладение навыками разработки ком-плексной системы управления качеством (КСУК). В рамках поставленной цели основные задачи работы:
разработка головных разделов КСУК;
детальная проработка инструкции по качеству в форме стандарта предпри-ятия для одной из функций управления.
Практическая значимость работы состоит в том, что проведение исследо-вания и практические рекомендации по совершенствованию управляемой сис-темы может быть использован для создания системы управления качеством и обеспечении эффективности маркетинга и уровня обслуживания покупателей
Глава 4:
”0” – действия, имеющие определенное влияние, но которое в дальнейшем может быть нейтрализовано.
Из табл. 5 видно, что все этапы деятельности фирмы включают в себя эле-менты управления затратами.
В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества продовольственных товаров, включают в себя:
транспортные (внешние и внутренние перевозки). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку возможности и необходимости полноты его загрузки; техни-ческие, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъезд-ных путей и затраты на персонал транспортных подразделений - его набор и оплату труда;
снабженческие (закупка запланированных по видам, количеству и качеству товаров). Их можно разделить на непосредственно материальные – соот-ветствие фактических материальных ресурсов запланированным; техниче-ские, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов торгового назначения и для целей управления предпри-ятия; и затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельно-сти и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение произ-водственной программы;
затраты на подразделение, контролирующие технологические процессы;
затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности кото-рых зависит качество продукции: плановый отдел (своевременное состав-ление планов), финансовый (своевременное обеспечение проекта финансо-выми ресурсами), бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.;
затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества товаров.
Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержа-ние качества продукции, используется различная информация. Но прежде чем начать ее собирать, следует определить, каково ее назначение. Цели сбора дан-ных в процессе стоимостного анализа качества могут состоять в следующем:
снижение затрат на единицу товара при сохранении его прежнего качества;
снижение затрат на товары при одновременном улучшении их свойств;
повышение удельных затрат, позволяющее добиться высокого уровня ка-чества, дающего преимущества по сравнению с конкурентами;
определение величины издержек по видам для изменения их структуры, но сохранение прежнего объема затрат на товары, позволяющего поддержать сложившийся уровень цены в целях опережения конкурента по качеству;
увеличение объема товарооборота без снижения качества товаров из преж-него объема ресурсов за счет уменьшения и ликвидации отходов;
анализ отклонений от установленных требований;
установление цены на товары.
В зависимости от целей, задач анализа затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных, аналитические методы существенно различаются.
Так, на этапах проектирования, технологического планирования, подго-товки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФАС). Существенную помощь в определении затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Одним из методов, позволяющих проанализировать изменение затрат, связанных с из-менением качества продукции является индексный метод.
Однако в ТК «ДиК» для оценки качества и конкурентоспособности това-ров предлагается применение метода бальной оценки. В соответствии с ним каждому качественному параметру товара выставляется балл с учетом значи-мости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы – 5-ти, 10-ти, 100-бальной. После этого определяется средний балл изделия, харак-теризующий уровень его качества в баллах. Путем деления цены изделия на средний балл исчисляют стоимость одного среднего балла:
Подобный расчет целесообразно проводить при сравнительном анализе товаров для решения вопроса об их запуске в реализацию или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований.
К параметрам качества можно относить как технико-экономические пара-метры, так и эстетические, органолептические свойства, соответствие моде и т. п. для расчета цены новой продукции можно использовать следующую форму-лу:
Заключение:
Одной из общемировых тенденций в обеспечении качества продукции яв-ляется системный подход в управлении качеством продукции. Действительно, зародившись в нашей стране в далёкие 40-е годы, системный подход развился в комплексную систему управления качеством продукции.
КСУК, впитав в себя лучшие достижения предыдущих систем, стала ре-шать проблему обеспечения качества продукции комплексно. Комплексно - это значит, что обеспечением качества продукции занимался не только отдел тех-нического контроля. За прошедшие годы накоплен большой опыт в управлении качеством продукции. Системный подход получил развитие и за рубежом. По-скольку в странах с рыночной экономикой всегда остро стояла проблема произ-водства конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей запросы потреби-телей, то по своему воздействию на обеспечение качества продукции зарубеж-ные системы УК превосходили комплексную систему УК находившуюся, в те-пличных условиях наличия гарантированных покупателей и компенсации убытков со стороны государства.
Япония, США, стимулируя развитие конкуренции среди производителей, обеспечили им широчайшие возможности по привлечению к работам на фир-мах специалистов, получивших соответствующее образование в элитных учеб-ных заведениях и стажировавшихся в тех странах, откуда можно было привезти кроме багажа знаний ещё и багаж методов, навыков и умения в разрешении проблем, связанных с качеством.
Созданная в 40-е годы, Международная организация по стандартизации (ИСО) , взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие документы на системы обеспечения качества и дополнив их требованиями потребителей, раз-работала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по УКП , устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции.
Тем самым была заложена основа для приведения систем обеспечения ка-чества в различных странах к единым требованиям международных стандартов.
Реализовать эти требования можно было лишь при условии выполнения основополагающих постулатов функционирования систем обеспечения качест-ва продукции:
цели и задачи в области повышения , обеспечения и улучшения качества продукции должны находиться в центре экономической политики фирмы;
достижение требуемого качества продукции с минимальными издержками;
основным критерием достижения целей в области качества продукции яв-ляется удовлетворение потребностей потребителей;