Введение:
Потребность в маркетинге как таковом на элементарном уровне возникла одновременно с товарным обменом, формирование же целостной концепции маркетинга стало необходимостью при переходе капитализма в монополисти-ческую стадию.
Развитие производства привело к тому, что концепция маркетинга стала развиваться параллельно концепции управления, при этом каждая из пройден-ных стадий характеризуется соответственной трансформацией социально-экономической сущности маркетинга.
Первая половина 90-х годов для России ознаменовалась началом переход-ного периода, который, прежде всего, связан с отказом от старых администра-тивно - командных форм хозяйствования и становлением новых рыночных форм. Таким образом, перед предприятиями встал целый ряд не существовав-ших ранее проблем, от решения которых во многом зависит не только эффек-тивность их деятельности, но и стабильное функционирование экономики в це-лом.
Экономическая самостоятельность отечественных товаропроизводителей, обусловленная изменением форм собственности, структурными преобразова-ниями, а также перестройкой системы управления, послужила основой для из-менения характера связей между ними и потребителями. На смену жёсткой фиксации, определению через центр обязательного количества, качества, сро-ков и адресов поставок пришла связь рыночная.
В сложившихся условиях успешное функционирование товаропроизводи-теля полностью зависит от того, насколько рационально он организует взаимо-действие с потребителем. Очевидно, что в такой ситуации необходимо активно проводить исследования потребностей и спроса покупателей, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на их удовлетворение, проводить целенаправленную, эффективную политику ценообразования с учётом видов и сегментов рынка; предоставлять потребителям информацию, а также осуществ-лять многие другие операции, связанные с изучением сложившейся рыночной ситуации, прогнозированием изменений рынка. То есть налицо необходимость применения маркетинга как в экономике страны в целом, так и на уровне от-дельного предприятия.
Глава 2:
Главное в маркетинге – двуединый и взаимодополняющий подход. С од-ной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой про-дукции. С другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Связать изгото-вителя и потребителя, помочь им найти друг друга и тем самым сделать труд первого по-настоящему производительным – в этом, собственно, и состоит ос-новная цель любой маркетинговой деятельности.
Итак, маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, на-правленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Это определение опирается на следующие основные понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Вторая исходная идея маркетинга – идея человеческих потребностей.
Вторая исходная идея маркетинга – идея человеческих потребностей.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удов-летворения ограничены. Таким образом, можно сказать, что запрос – это по-требность, подкрепленная покупательной способностью. Товары – это по сути дела наборы свойств, и люди останавливают свой выбор на тех продуктах, ко-торые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги.
Все товары, способные удовлетворять нужду покупателя, называются то-варным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям по-требителя, тем большего успеха добьется производитель.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена. Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен.
Если обмен – основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка, представ-ляющая собой коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторо-нами.
Рынок может сформироваться на какой-то товар, услуги или иной объект, имеющий ценностную значимость.
Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельно-сти, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы и стимулированием продажи, а также с управлением и контролем. Функции можно разделить на че-тыре группы:
1. Аналитические — изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов.
2. Производственные — организация производства и материально-технического снабжения, внедрение новых технологий, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимых продуктов.
3. Распределительно-сбытовые — организация каналов сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение товарной и ценовой политики, рекла-ма.
4. Управленческие — планирование на тактическом и стратегическом уровнях, информационное обеспечение маркетинга, контроль.
Аналитические функции. Вся экономическая система общества функцио-нирует на основе понимания того, что хочет рынок и как он реагирует на появ-ление того или иного продукта. Таким образом, изучение рынка — это первое, чем должен заниматься отдел маркетинга на предприятии. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, емкость, спецификация, количество конкурентов, состояние спроса-предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или производит) и пред-ложить к продаже.
Заключение:
Подводя итоги работы, отметим, что маркетинг - принцип достижения це-лей предприятия через ориентацию всех управленческих решений на потребно-сти и запросы рынка. Данный принцип реализуется через применение комплек-са инструментов, создающих предпочтения у потребителя и опирается на сис-тематический процесс управления рыночной деятельностью фирмы.
В данном определении показаны три аспекта, образующие в своей сово-купности современное понимание маркетинга. Кроме того, в этом определении четко показана двойственность маркетинга для управления (с одной стороны - принцип, с другой - функция).
Основной идеей и одновременно основной задачей маркетинга является согласование интересов продавца и требований рынка, достижение продавцом своих целей через решение проблем контрагентов.
Маркетинговый принцип обычно формулируется так: Потребитель всегда прав; он главное лицо на рынке; все аспекты деятельности предприятия должны соответствовать требованиям рынка; предприятие достигает своих целей через удовлетворение интересов потребителя.
На самом деле маркетинг многообразен, реализация его основного прин-ципа зависит от условий ситуации. Неизменным остается лишь соответствие деятельности предприятия условиям рынка и среды. Большое значение имеет и распределение сил на рынке. В случае, если больший вес на рынке имеет про-изводитель, продавец (рынок продавца), он может диктовать свои условия. Ес-ли больший вес имеет покупатель, потребитель (рынок покупателя), произво-дитель будет вынужден подстраиваться под него. В сущности, маркетинговый принцип управления - это ориентация управленческих решений на важные внешние обстоятельства, перечень и относительное значение которых может меняться (и изменялось на протяжении 20 века, по крайней мере, в развитых странах). Таким образом, принцип маркетинга можно определить как последо-вательное выявление и использование рыночных факторов эффективности фирмы