Введение:
В настоящее время все больше внимания на начальном этапе обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я.А. Коменским, а в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым и другими педагогами.
Теоретическое обоснование принципа наглядности впервые предложил Ян Амос Коменский, полагавший, что наглядность является одним из важнейших инструментов процесса обучения. Выступая за разгрузку учащихся, великий дидакт боролся не с количеством наук, а с методами их освоения. Я.А. Коменский противопоставляет принцип наглядности сухому преподаванию. Он считал, что «людей нужно учить разносторонне, не из книг только черпать мудрости, а с неба, с земли, с дубов, буков» [30, c. 211].
И.Г. Песталоцци, много занимавшийся вопросами использования наглядности, рассматривал ее как средство развития у детей наблюдательности, умения сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Он первым указал на роль использования наглядности для формирования логического мышления. И.Г. Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умения сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними [30].
Большое значение соблюдению принципа наглядности придавал русский педагог К.Д. Ушинский, писавший о наглядности, как об “инструменте”, отвечающем психологическим особенностям детей. Наглядность, по его мнению, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, что является фактором, препятствующим образованию перегрузок и возникновению усталости [40].
«Наглядность,— писал Н.И Пирогов,— имея главной целью воздействие на внешние чувства, может оставить внимательность ребенка к своим более глубоким внутренним ощущениям и движениям нетронутой или мало развитой. Слово, проникая также извне, действует своими членораздельными звуками на самую главную, самую существенную способность человека — петь по этим врожденным нотам, т. е. мыслить» [30].
Глава 2:
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой роли не играют. Они эффективны только в сочетании со словом учителя. Способы сочетания слова учителя и средств наглядности при всём их многообразии со¬ставляют несколько основных форм. Одна из них характе¬ризуется тем, что при посредстве слова учитель руко¬водит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внеш¬нем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объек¬тов.
При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и про¬цессах учащиеся получают из словесных сообщений учи¬теля, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений.
Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строе¬ния листа. Поскольку применение другой формы соче¬тания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.
Не само наглядное пособие, а именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении [21, с. 99].
С одной стороны наглядные пособия могут быть использованы с целью обогащения чувственного опыта учащегося (должны быть яркие, эффектные), с другой стороны - для разъяснения сущности явления (должны быть структурные, информативные).
Вот некоторые рекомендации для учителей начальных классов, подготовленные нами по результатам исследования:
1. Если учитель хочет, чтобы ученики запомнили материал в деталях, нужно придумать такую наглядность, которая объединяла бы все эти детали. Нужно пустить в ход свое воображение, и этот принцип сделает преподавание быстрым и эффективным.
2. Вместо того, чтобы полагаться на помощь случайных пособий, которых найдем у себя, или займем у других преподавателей, нужно тщательно подбирать или самим нарисовать картинку, вызывающую у учеников ассоциации с теми фактами, которые они должны будут вспомнить.
3. Для того, чтобы создать эффективные наглядные пособия, учителю не нужно быть художником. Правила рисования программы Вэллас Вуд гласят:
1. Никогда не рисуй то, что можешь скопировать.
2. Никогда не копируй то, что можешь обвести.
3. Никогда не обводи то, что можно вырезать и наклеить [21, с.176].
4. Очень важно использовать наглядные средства целе¬направленно, не загромождать уроки большим коли¬чеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит поль¬зы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.
5. Чтобы организовать наблюдения учеников, от учителя требуется известная осторожность. Распространенная ошибка – применение очень яркой наглядности, когда ее учебная сущность затмевается яркими красками. Неопытный учитель часто привлекает внимание детей к второстепенным деталям. Излишне разукрашивается раздаточный материал. Схема, таблица должны содержать цвет только для выделения смысла, но не для украшения.
5. Учителю стоит помнить, что принципы обучения - такие же неизменные как закон земного притяжения. Эти принципы всегда остаются в силе - независимо от материала, учителя, учащихся или окружающей среды. Брюс Уилкинсон говорит так об учителях, которые овладели принципами обучения: «...их действия всегда попадают в точку; кем бы они ни были и что бы они ни преподавали, жизнь их учеников навсегда изменяется» [4, с. 14].
Заключение:
Дидактика сегодня, как и раньше, признает наглядность одним из важнейших принципов обучения, особенно в начальной школе. Однако наглядность чаще всего понимается как иллюстрация к слову учителя. Иногда используются таблицы, в которых сводится воедино какой-либо материал или правила работы с ним. Это «зо¬лотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А. Коменский. Правда, в последние годы, с проникновением в массовую школу инновационных систем, появились и модели, например, схожие с звуко-буквенными моделями, введенными Д.Б. Элькониным в его букваре. Но еще преждевременно говорить о том, что моделирование как особо значимый способ усвоения теоретических знаний стал частью школьного обучения.
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.
В ходе исследования нами установлено, что наглядности в обучении присущи следующие характеристики:
1) она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;
2) является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;
3) образует фундамент развития творческого воображения и мышления;