Контрольная работа по теме: Развитие речи в раннем возрасте

Название работы: Развитие речи в раннем возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Педагогика

Страниц:

19 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ 4

2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ОТ 6-12 МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ. 10

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ ЖИЗНИ. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Выдержка:

Введение:

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством язы-ка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамма-тических и стилистических средств и правил общения.

Речь ребенка социальна с момента ее возникновения, она более, чем любая другая функция, зависит от конкретной социальной ситуации развития. Между речевым развитием ребенка к характером его общения со взрослым существует двусторонняя связь: с одной стороны, общение со взрослым является источни-ком нормального развития речи, с другой стороны, усвоение речи открывает возможности для разнообразных форм общения.

Развитие речи на протяжении младенческого, раннего и дошкольного воз-раста делится на два периода: подготовительный (до полутора лет) и период оформления самостоятельной речи ребенка.

В этой работе мы поставили задачу показать, как формируется речь ребен-ка в раннем возрасте и какие педагогические воздействия необходимы для того, чтобы обеспечить своевременное развитие речи маленького ребенка. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрос-лым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложны-ми задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формирова-нии у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через по-средство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правиль-но, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – пси-хологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое ко-личество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Часть 3:

К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут ос-мысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: «мама», «папа», «гав-гав», «би-би», «тик-так», «пи-пи» и др. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из од-ного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит «мама», когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется по-степенно.

Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным яв-ляется то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Однако эти связи не сразу стано-вятся устойчивыми. Бывает, что на задание взрослого, даже понимая его, ребе-нок реагирует не совсем правильно. Например, по просьбе "Покажи, где ло-шадка" смотрит на названный предмет, а подает другой. В практической работе с детьми при формировании связи словесного обозначения предмета с дейст-виями ребенка необходимо создавать соответствующие условия, при этом по-степенно усложняя задания. По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при обобще-нии в активной речи на первых порах делают еще много ошибок.

С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи. Примерно после года у ребенка (при условии его нормального развития) начинает разви-ваться активная речь, появляются первые слова. Правда, они еще «автономны», порой понятны только самому ребенку и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название – с этого начинается качественный скачок в его речевом разви-тии.

На первом году жизни ребенок не может дать ответ в словесной форме, но ответ может выражаться в каком-нибудь движении или действии. Некоторые элементарные слова появляются к концу первого года. Для воспитания у него понимания надо развивать такой тип общения, в котором взрослый побуждает ребенка к выполнению различных движений, действий, к произнесению звуков. Такое общение строится на движениях, которыми он уже владеет: «встань», «сядь», «ложись» и т. п. Надо разучивать с ребенком различные новые движе-ния по словесному предложению взрослого. Например, вызывать у ребенка 7-8 месяцев соответствующие движения рук на слова «ладушки», «до свидания», движения ножками на слова «топ-топ». Для того чтобы «разучить» с ребенком понимание названия какого-нибудь предмета, нужно вызвать у него движение к этому предмету.

Заключение:

Первые слова и фразы, произнесенные ребенком, - долгожданное событие в семье, большая радость для родителей. Ребенок, который понимает обращен-ную к нему речь и сам начинает говорить, приобретает новые средства обще-ния, полнее воспринимает окружающий мир, усваивает знания, не доступные ему ранее. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыс-лей, чувств, художественных образов...".

Из того, что описано в этой работе, можно видеть, что в формировании детской речи довольно часто повторяются этапы развития речи в истории чело-вечества: жестикуляция, затем жестикуляция в соединении с возгласами, появ-ление отдельных слов и, наконец, словесная речь с очень незначительными ос-татками жестикуляции.

Повторяются не только этапы развития речи; движущие силы этого про-цесса оказываются те же: труд, деятельность. Конечно, формы этой деятельно-сти соответствуют возможностям ребенка, но самый факт зависимости разви-тия речи от деятельности малыша проходит красной нитью через все фазы вы-работки понимания речи окружающих людей и становления собственной речи. Все богатство представлений, понятий, которые дети получают от нас, зиждет-ся на его собственной деятельности с предметами. Мало того, как только огра-ничивается деятельность ребенка, так накопленные им речевые богатства утра-чиваются: объем понятий сужается, словарь беднеет, становится совсем скуд-ным. Нигде выводы ученых о роли труда в происхождении человека не находят такого яркого и убедительного подтверждения, как в развитии детской речи!

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодина-ково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует по-буждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежела-тельных осложнений.

В тех же случаях, когда развитие речи отстает, необходимо активизировать этот процесс: побольше рассказывать ребенку, побуждать его к пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать осторожно, не пе-ренапрягая его нервную систему непосильными требованиями.

Похожие работы на данную тему