1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
1.1. Возрастные особенности проявления детской агрессивности
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопро-вождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью.
Согласно Б.Споку, в годовалом возрасте нормальными явлениями могут считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприят-ное ему.
Как отмечает Е.Гаспарова, на втором году жизни возрастает активность ребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий возрастает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки маленького человека на-стоять на своем, вопреки желанию родителей.
1.2. Кризис трех лет
Обсуждая проблему агрессивности в дошкольном возрасте нельзя не отме-тить, что этот возраст совпадает с кризисом трех лет.
В.В.Лебединский отмечает, что периоды выраженной агрессивности ре-бенка. Нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдае-мые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастных аффективных и личностных кризисов.
Э.Клер в работе “О личности трехлетнего ребенка” выделила несколько важных симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, свое-волие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.
Расшифруем эти понятия.