ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономиче-ской и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно пони-мают. Цель маркетинга – повышение качества товаров и услуг, улучшение ус-ловий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.
В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенден-циями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конку-рентоспособностью его производителей. Именно обеспечение конкурентоспо-собности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, фир-мы. Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и, в пер-вую очередь, от конкуренции производителей.
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Концепция управления предприятием
В современных условиях во всём мире происходит усиление конкурен-ции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поис-ке новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления пред-приятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Несмотря на то, что каждый рынок имеет свой уникальные особенности, всё же есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и этого вполне достаточно, чтобы сказать, что суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявле-ния природы и оценки интенсивности конкуренции.
Наиболее известной маркетинговой моделью описания конкуренции на рынке, используемой в отечественной и зарубежной литературе, является мо-дель конкуренции М. Портера. Согласно его исследованиям, состояние конку-ренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
1. Конкуренция среди продавцов – каждая фирма следует своей собст-венной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и получения выгод от конкурентного преимущества.
2. Конкуренция со стороны товаров – заменителей.
3. Угроза появления новых конкурентов.
4. Экономические возможности и способности поставщиков.
5. Экономические возможности и способности покупателей.