ВВЕДЕНИЕ
Новые условия хозяйствования обусловили существенные изменения методологии и организации бухгалтерского учета.
Значительно расширились полномочия организаций по отражению собственных хозяйственных операций. Они самостоятельно выбирают методы оценки производственных запасов и способы исчисления себестоимости работ, разрабатывают учетную политику, определяют конкретные методики, формы и технику ведения и организации бухгалтерского учета. Иными словами, в настоящее время централизованно устанавливаются только общие правила бухгалтерского учета, а конкретизация их и механизм выполнения разрабатываются в каждой организации самостоятельно исходя из условий его деятельности.
В условиях рыночной экономики основа экономического развития - прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками., другими организациями.
В современных условиях сводный (интегрирующий) показатель, характеризующий финансовый результат деятельности организации - валовая (балансовая) прибыль или убыток.
Без бизнес-плана невозможно организовать коллектив акционеров, деловых сотоварищей, которые должны быть в курсе дела; невозможно привлечь любых отечественных или иностранных акционеров , без которых далеко не всегда можно обойтись; совершенно нереальным становится получение кредитов как в государственных, так и в коммерческих банках.
Для того, чтобы организовать коллектив и создать прибыльный бизнес, привлечь инвесторов любая организация в рыночных условиях должна начинать свое дело составлением тщательно разработанного и научно обоснованного бизнес-плана, который начинается с обстоятельного анализа самой идеи начинаемого “дела”, с оценки его разумности, реальности, перспективности и финансовой результативности. Составленные бизнес-планы за значительный период позволяют установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данной организации. Особое внимание при анализе деятельности организации обращается на текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используется в плановых расчетах. В связи с тем, что плановая работа опережает отчетную за текущий период здесь возникает необходимость предпланового аудита, изучение ожидаемого выполнения плана.
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НЕФТЬ-СЕРВИС»
3.1. Анализ динамики производства и реализации продукции, выполнения плана реализации
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и мало ограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Основными задачами экономического анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:
- оценка динамики производства и реализации продукции;
- проверка сбалансированности и оптимальности планов, плановых показателей, их реальности;
- анализ влияния структуры производства и реализации продукции на экономические показатели деятельности предприятия;
- разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов выпуска и реализации продукции.
Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. При анализе произведенной продукции необходимо учитывать, что там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, применяются методики планирования и анализа без учета незавершенного производства в составе валовой продукции. На предприятиях в данном случае имеется одинаковый состав валовой и товарной продукции.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Анализ необходимо начинать с изучения динамики производства и реализации продукции, расчета темпов роста. Для того, чтобы иметь представление об исследуемом предприятии, приведем его краткую характеристику.
В нашем примере для анализа мы используем торговое предприятие – ООО «Нефть-Сервис», созданное в 1993 году.