Введение.
Рыночная экономика создала широкие возможности для осуществления различной предпринимательской деятельности. А следовательно, и благоприятные условия для возникновения большого числа новых вопросов в сфере ведения бухгалтерского учета.
В процессе функционирования каждого предприятия возникают вопросы, связанные с расчётами с подотчётными лицами и с персоналом по прочим операциям. В основном, это закупка товарно-материальных ценностей, служебные командировки, различные удержания с сотрудников и т.п.
В повседневной деятельности у организаций часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях обычно работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям освещен в научных издания и специализированных журналах довольно подробно, да и в бухгалтерском учете операции по расчетам с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям отражаются достаточно просто.
Тем не менее, практика аудиторских проверок показывает, что из всех проверяемых объектов наибольшее количество ошибок и нарушений допускается при расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения бухгалтерского учета и отсутствия контроля за расчетами с сотрудниками. Часто руководители и бухгалтера не уделяют должного внимания данному разделу учета.
Глава 2
Характеристика основных этапов проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям
2.1. Общая характеристика аудиторской проверки.
Аудиторская деятельность в Российской Федерации представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. По сути, аудит значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Он обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли, что не маловажно в условиях современной экономики. Поэтому многие субъекты экономической деятельности заключают договора об инициативном аудите с целью оптимизации ведения бухгалтерского и налогового учета.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривается аудит одного из разделов бухгалтерского учета: аудит расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям, но прежде, чем прейти к рассмотрению данного вопроса, необходимо привести общую характеристику аудиторской проверки.
Этапы аудиторской проверки.
В общем виде этапы аудиторской проверки могут быть представлены в следующем виде.
Планирование (предварительный этап):
1. Знакомство с клиентом:
- понимание деятельности экономического субъекта;
- тестирование системы бухгалтерского учета;
- тестирование системы внутреннего контроля;
2. Расчет уровня существенности и приемлемого аудиторского риска;
3. Работа по организации аудита;
4. Разработка и согласование общего плана и программы аудита;
5. Подписание договора на аудиторскую проверку.
Сбор аудиторских доказательств (рабочий этап):
1. Получение надлежащих аудиторских доказательств;
2. Проведение детального комплекса тестов внутреннего контроля;
3. Процедуры проверки по существу;
- детальные тесты;
- аналитические процедуры;
- оценка прогнозной информации;
4. Уточнение приемлемого уровня аудиторского риска, существенности;
5. Документирование аудиторских процедур.
Завершение аудита (завершающий этап):
1. Завершение подготовки рабочей документации;
2. Информирование руководства аудируемого лица о выявленных нарушениях в системе бухгалтерского учета;
3. Расчет степени влияния выявленных и неисправленных аудируемым лицом искажений на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4. Формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов:
- подготовка отчета для аудируемого лица;
- подготовка и представление аудиторского заключения;
- подписание акта приема-сдачи выполненных работ.
Планирование аудита.
Вопросы по планированию аудита рассмотрены в федеральных ПСАД (стандартах) № 3 «Планирование аудита». Данные ПСАД применяются в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Цель ПСАД – установление общих требований и предоставление руководящих указаний по планированию аудита бухгалтерской отчетности. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).
Планирование аудитором своей работы способствует тому чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенности его деятельности.
Получение информации о деятельности аудируемого лица – важная часть планирования работы, помогающая аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Литература.
1. Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ.
3. Гражданский кодекс РФ ч. I от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
4. Гражданский кодекс РФ ч. II от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ.
5. Гражданский кодекс РФ ч. III от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ.
6. Налоговый кодекс РФ ч. I от 16.07.1998 г. № 149-ФЗ.
7. Налоговый кодекс РФ ч. II от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.
8. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ.
9. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. Утвержден приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000) утверждено приказом Министерства Финансов РФ от 10.01.2000 № 2н.
11. Постановление Правительства РФ «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» от 08.02.2002 г. № 93.
12. Постановление Министерства труда РФ от 31.12.2002 г. № 85.
13. «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации» утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.
14. Инструкция Министерства финансов СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 07.04.1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР».
15. Постановление Госкомстата РФ от 1 августа 2001 г. N 55
16. Письмо Министерства Финансов РФ от 07.10.1997 г. № 24-11/05 «О порядке лицензирования правил страхования граждан, выезжающих за границу».
17. Письмо Министерства финансов РФ от 06.01.2002 г. № 16-00-16/158 «О порядке документального оформления служебных командировок».
18. Приказ Министерства финансов РФ «Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран» от 02.08.2004 г. № 64н.
19. Приказ Министерства Финансов РФ «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и по рядок их применения» от 01.03.2001 г. № 18н.
20. Приказ Министерства Финансов РФ «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 г. № 49.
21. Приказ Министерства Финансов РФ от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447.
22. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ПСАД) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.
23. ПСАД № 2 «Документирование аудита» утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.
24. ПСАД № 3 «Планирование аудита» утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.
25. ПСАД № 4 «Существенность в аудите» утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696.