ВВЕДЕНИЕ.
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.
Все процессы познания – будь то восприятие или мышление или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания. Исследование устойчивости внимания имеет целью установить насколько прочно и устойчиво внимание сохраняется в течении длительного времени, отмечаются ли колебания его устойчивости и когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.
В своей экспериментально-исследовательской работе я остановлюсь на определении особенностей внимания, а именно устойчивости и продуктивности.
Цель: Выявление индивидуальных особенностей внимания.
Задачи: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по отбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала)
2. Выявить индивидуальные особенности внимания.
Для решения поставленных задач я использовала методику колец Ландольта из книги Немова Р.С., Психология: Учебник для студентов высших пед. учебн. завед. :В 3 кн.: кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – с.207.
Для проведения исследования я выбрала 10 участников детей. Они все посещают одну старшую группу детского сада № 45 «РУЧЕЁК», г.Арзамаса. Для исследования было сформировано 2 подгруппы: подгруппа мальчиков и подгруппа девочек. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Иванов М. М. Техника эффективного запоминания.
2. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию.
3. Немов Р.С. Психология.
4. Петровский А.В. Введение в психологию.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.
6. Валентинов В. 150 веселых игр. Издательский дом «Литера» СПб., 2002 г.
7. . Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, 1997 г.
8. Вопросы психологии 1990 г. № 4 с. 161-167
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах М., 2002 г.
10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, Академия развития, Академия холдинг, 2000 г.
11. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 1974 г.
12. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. М., 1996 г.
13. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996 г.
14. Венгер Л, Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте //
15. Дошкольное воспитание. 1974 г. № 12.
16. Возрастная и педагогическая психология Под ред. А.В. Петровского М., 1973 г.
17. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983 г. Т. 3. С. 5-328.
18. Выготский Л.С. Мышлекние и речь // Там же. Т.2.
19. . Гавриков К.В., Глазачев О.С., Бердникова Т.К. Система медико-педагогического контроля готовности и адаптации детей 6-летнего возраста к обучению в школе: Информационное методическое письмо. Волгоград, 1988 г.
20. . Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3. С. 33-38.
21. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974 г.
22. . Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитатель. М., 1972 г.
23. . Грановская Р.М. Элементы практическорй психологии. Л., 1988 г.
24. . Детский психолог. 1993 г. № 6.
25. . Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г. С. 50-103.
26. . Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997 г.
27. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой М.,1994 г.
28. . Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Сов. педагогика. 1938 г. № 8.
29. . Добрынин Н.Ф.и др. Возрастная психология:Курс лекций. М., 1965г.
30. . Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. психологии. 1975 г. № 2. С. 68-80.
31. . Домашенко И.А., Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., 1986 г.
32. . Дошкольное воспитание, 1690 г. № 12 с. 6-9.