Ряд исследований показывает, что использование геометрической интерпретации многих математических задач облегчает их понимание и решение [1, 6, 16, 17, 18, 25], а так же то, что база для навыков геометрического подхода в математике закладывается очень рано [1, 2, 4, 5, 18, 30]. Следовательно, обучение началам геометрии старших дошкольников необходимая база для дальнейшего обучения. Между тем именно ей уделяется недостаточное внимание. Геометрию как предмет начинают изучать очень поздно, в старших классах, и чаще всего – по «остаточному» принципу, когда основные ресурсы времени, сил тратятся на алгебру, а на геометрию не только изначально отводится меньше времени, но при необходимости за ее счет увеличивается количество часов для алгебры. До введения геометрии как предмета использование элементов геометрии в значительной степени зависит от инициативы учителя. Чаще всего она минимальна, поэтому, как нам кажется, среди школьных предметов геометрия в глазах учащихся стоит особняком и имеет репутацию сложного предмета. Все вышесказанное приводит нас к мысли о теоретической и практической актуальности исследования процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).
Объектом нашего исследования выступают процесс формирования геометрических представлений у детей. Предметом же выступают особенности процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Целью нашего исследования является изучить в теории и на практике особенности процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что, выбрав адекватные возрасту методические приемы, можно целенаправленно формировать у старших дошкольников систему геометрических представлений.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. изучение и анализ литературы по проблеме развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2. разработка программы исследования и развития системы геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. экспериментальное изучение указанной системы и проведение развивающих занятий;
4. анализ полученных результатов и выработка рекомендаций по обучению дошкольников понятию сохранения.
1. Альтхауз Д. , Дум Э. Цвет, форма, количество. - М., 1984.
2. Асмолов А. Г. Психология личности.- М., 1990.
3. Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. - М.: 1945 г. стр. 6-8;
4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. -М., 1989.
5. Волковский Д. Л.Руководство к "Детскому миру" в числах. -М.: 1916.
6. Вопросы психологии 1966. № 4. С. 121-126;
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: 1976.
8. Глаголева Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ. - Л-М., 1930.
9. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. - М., 1982.
10. Дошкольное воспитание , 1969. № 9 С. 57-65.
11. Дошкольное воспитание , 1972г.№ 12 С.44-48.
12. Дошкольное воспитание , 1979г. .№ 10 С.59-62.
13. Дошкольное воспитание , 1981г. № 3 С. 55-56.
14. Дошкольное воспитание , 1988г. № 2 С. 26-30
15. Дошкольное воспитание , 1988г. № 2 С. 26-30.
16. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. - М., 1997.
17. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников.- М., 1992г.
18. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М. ,1986.
19. Звонкин А. Малыш и математика, непохожая на математику. – М., 1985.
20. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1939.
21. Костюк Т.С. Избранные психологические труды. – М.,1988.
22. Леушина А.. М. Обучение счёту в детском саду. - М. 1961.
23. Логинова В. И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. -Л., 1964.
24. Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.
25. Малахова Л.Н Интерактивное значение психогимнастики в онтогенезе человека. / Под ред. О. П. Елисеева. - СПб., 2000.- 100 с.
26. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике, 1955. - М.
27. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М., 1984.
28. Монтессори М. Дом ребёнка. Изд. 4-е.-М., 1920.
29. Морозова М. , Тихеева Е. Счёт в жизни маленьких детей. Изд. 2-е. - М. - Л., 1990.
30. Непомнящая Н. Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). - М., 1983.
31. Носова Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л. : 1990.
32. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления- М., 1972.
33. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. А. Вегнер. – М., 1988.
34. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1., - М., 1981.
35. Плаксе Ж. Избранные психологические труды. - М. 1969г.
36. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под. ред. Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова . -М., 1961.
37. Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А., 1985.
38. Психология и педагогика игры дошкольника / Под. ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой, – М., 1966.
39. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М., 1982.
40. Сластенин В. А, Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика, М., 2000.
41. Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М., 1987.
42. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников, - М., 1980.
43. Ушинский К.Д. Собрание сочинений 1948-1952., т.2., с.225
44. Ушинский К.Д. Собрание сочинений 1948-1952., т.15., с.340
45. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.
46. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М., 1981.