Введение
Актуальность темы исследования обусловливается следующими положениями.
Исследование проблемы развития личности старшего школьника проводится не изолированно, а в общей системе педагогических и психолого-педагогических работ. При существующей содержательной взаимосвязи теоретических и экспериментальных исследований, проводимых в общей педагогике и психологии, возникает необходимость проведения анализа педагогических и психолого-педагогических исследований, посвященных изучению проблемы развития активности личности в профессиональном самоопределении и выборе профессии, объектом которых выступили учащиеся старших классов общеобразовательных школ.
В педагогических работах по профориентации в основном ставится задача организации эффективных профориентационных мероприятий, которые могут быть проведены в рамках средней общеобразовательной школы. Однако для нас важно, что предметом исследований выступают способы педагогических воздействий относительно подросткового и юношеского возраста. Поэтому появляется возможность выделить общие закономерности и психологические проблемы профориентации старших школьников в их профессиональном самоопределении и специфические особенности инициативности в процессе выбора будущей профессии, проявляемые ими.
Таким образом, в теоретической части курсовой работы будут рассмотрены основные подходы к пониманию понятия профориентации вообще и проблем профориентации в частности, а также основные подходы к ней. В практической части будут приведены результаты психодиагностического профориентационного исследования старших школьников.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А., О путях построения типологии личности // Психологический журнал, 1983, Т. 4, №1;
2. Ануфриев Е.А., Социальный статус и активность личности (личность как объект и субъект социальных отношений), М.: МГУ, 1984;
3. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М.: «Просвещение», 1988;
4. Божович Л.И., Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976, №6;
5. Божович Л.И., Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии, 1995, №1;
6. Борисова Е.М., Гуревич К.М., Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1998, № 1;
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психологической диагностике, Киев: «Наукова думка», 1989;
8. Гаврилов В.Е., Профессиональные ценности и профессиональная адаптация // Ежегодник Российского психологического общества. Т. 1. Вып. 2, М.: «Наука», 1995;
9. Голомшток А.Е., Выбор профессии и воспитание личности школьника (воспитательная концепция профориентации), М.: «Педагогика», 1979;
10. Демина Л.Д., Ярошенко А.И., Супрун А.П., Психологические аспекты индивидуальной профориентации, Барнаул: АГУ, 1990;
11. Йовайша Л.А., Вехи воспитания, Каунас: «Швиеса», 1985;
12. Йовайша Л.А., Педагогика профессиональной ориентации, Каунас: «Швиеса», 1978;
13. Йовайша Л.А., Профессиональная ориентация, Вильнюс, 1965;
14. Йовайша Л.А., Основы подготовки учащихся к выбору профессии, Автореферат докторской диссертации, Вильнюс, 1971;
15. Йовайша Л.А., Проблемы профессиональной ориентации школьников, М.: «Педагогика», 1983;
16. Йовайша Л.А., Вяйткявичус Ю.В., Основы педагогики, Каунас: «Швиеса», 1989;
17. Косенко В.В., Психологические аспекты экстра-интроверсии для задач профориентации и воспитательно-педагогического процесса // История Сабуровой дачи: Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии. Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / под общ. ред. И.И. Кутько и П.Т. Петрюка, Харьков, 1996 // http://psychiatry.org.ua;
18. Климов Е.А., Знание о себе в учении и труде // Профессионально-техническое образование, 1979, №10;
19. Климов Е.А., Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М.: «Знание», 1983;
20. Климов Е.А., Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993;
21. Кудрявцев Г.В., Сухарев А.В., Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии, 1985, №1;
22. Методы математической обработки в психологии / под ред. Е.В. Сидоренко, СПб.: «Речь», 2000;
23. Сахаров В.Ф., Система профессиональной ориентации учащихся средних школ, Киров: Волго-Вятское книжное издательство, 1977;
24. Смирнов С.Д., Психология образа: проблемы активности психического отражения, М.: МГУ, 1985;
25. Суходольский Г.В., Основы математической статистики для психологов, СПб.: Изд-во СПбУ, 2000;