Актуальность исследования. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспита¬ния детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обо¬гащение речи ребенка.
В поэтических образах художественная литература откры¬вает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по свое¬му воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точ¬ность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражени¬ями, сравнениями.
Поэтому мы считаем актуальной тему нашего исследования: «Роль детской художественной литературы в речевом развитии детей».
Целью нашего исследования является изучение влияния детской художественной литературы на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Анализ программ обучения и воспитания в детском саду по разделу «Художественная литература»;
3. Проведение опытно-экспериментальной работы по изучению влияния художественной литературы на речевое развитие детей.
Объект исследования – речевое развитие детей.
Предмет исследования – влияние художественной литературы на речевое развитие детей.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
2.1. Первичная диагностика развития речи детей дошкольного возраста
Диагностика речевого развития младших дошкольников по методике О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной [11]
Задачи:
Словарь. Выявить умения:
1. называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (ковка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: "Кто это?", "Что. это?";
2. обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы "Какой? Какая?";
3. называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы "Что делает? Что можно с ним делать?" ;
4. употреблять обобщающие слова ("одежда", "игрушки");
5. понимать противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо, бежать-стоять).
Грамматика. Выявить умения:
1. образовывать наименование животные; и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, (кот-кошка-котенок-котик-котята);
2. согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
3. составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.
Фонетика. Выявить умения:
1. произносить звуки родного языка, четко артикулировать их в звукосочетаниях и словах.
2. отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 1999.
2. Алиджанов Э.К. Использование современных методов педагогической диагностики в учебном процессе. / Образование как фактор развития личности: Сборник статей / Под ред. канд. филос. Наук Н.В. Смирновой. – Оренбург, 1977.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. – М., 1981.
4. Венгер Л.А. Психологические основы диагностики умственного развития // Диагностика умственного развития дошкольников. – М., 1987.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.
6. Выготский С.Л. Собрание сочинений. Т4,5.
7. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. – 1969. - №1.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
9. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1983.
10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
11. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1997.
12. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: Программа . Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2004.
13. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2002.
14. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982.
15. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для учащихся дошкол. пед. училищ / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984.
16. Михайлова Н.Б. Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М., 1990.
17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн 2,3. – М., 1995.
18. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М., 1990.
19. Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов, посвященный памяти Ф.А. Сохина. – М., 1994.
20. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Алиева, Т.В. антонова, Е.П. Арнаутова и др.; Научн. ред.Л.А. Парамонова и др. – М.: Просвещение, 2003.
21. Программа обучения, воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред.М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой// Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003.
22. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
23. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений./ Под. ред. О.М. Дьяченко. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2002.
25. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника / /Вопросы психологии.-1989. - №3.
26. Спирова Л.Ф., Ястребова Л.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования нарушения речи у детей. – М., 1982.
27. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М., 1967.
28. Тихомирова И.М. Школа развивающего чтения. – Нижний Новгород, 1996.
29. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984.
30. Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе __ Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. – М., 1992.