Курсовая практика по теме: Развитие образной речи средствами художественной литературы старших дошкольников

Название работы: Развитие образной речи средствами художественной литературы старших дошкольников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

44 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы развития образной речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой 8

1.1. Современное состояние проблемы развития связной речи в логопедической литературе 8

1.2. Роль литературы в воспитании детей и развитии их образной речи 14

1.3. Особенности восприятия дошкольниками художественных произведений 20

2. Методики, описание и анализ констатирующего этапа исследования уровня сформированнности образного речевого высказывания у дошкольников 26

2.1. Организация и методы исследования детей с ОНР и в норме 26

2.2. Исследование уровня образной речевой выразительности на констатирующем этапе исследования 29

2.3. Организация, методика проведения формирования навыков образного речевого высказывания дошкольников средствами художественной литературы 32

Заключение 40

Список использованной литературы 42

Приложение 44

Выдержка:

Введение

Актуальность исследования. Детство - период, когда осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.

Активное общение с окружающим способствует формированию языкового запаса, грамматического строя речи. Овладевая предметными и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной, развернутой, связной, грамматически и фонетически правильной речью.

Современная педагогика и психология подчеркивает существенную роль гуманитарного образования, в котором важное место принадлежит литературе в развитии личности дошкольников.

В "Психологии искусства" Л.С.Выготским показано, что психологический эффект восприятия литературного произведения конституирован в его форме. Позднее М.М.Бахтин ввел понятие внутренней, архитектонической формы - динамического образования, возникающего в процессе полноценного восприятия литературного произведения и активно опосредствующего процесс коммуникации писателя и читателя.

2. Методики, описание и анализ констатирующего этапа исследования уровня сформированнности образного речевого высказывания у дошкольников

2.1. Организация и методы исследования детей с ОНР и в норме

Цель: оценка и коррекция уровня образного речевого развития дошкольников.

Задачи:

1. Определить уровень образного речевого развития дошкольников;

2. Осуществить единый подход в логопедической коррекционной работе по формированию образной речи дошкольников;

В исследовании принимало участие 10 детей с нормальным речевым развитием (возраст – 5-6 лет), посещающих ДОУ №113 г. Москвы.

Методика комплексного обследования речевого развития включает серию заданий.

Комплексы заданий направленны на выявление состояния образной связной речи (пересказывание, по серии картинок, рассказывание из опыта, составление рассказа - продолжения).

Описание заданий.

Первое задание – пересказ небольшого по объему и простого по структуре ли¬тературного текста. Для этого использовалась сказка «Заяц-хвастун». Текст прочитывается дважды, перед повторным чте¬нием дается установка на составление пересказа. При анализе составленных пере¬сказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложе¬ниями, частями рассказа и др.

Второе задание - составление связного сюжетного рассказа на основе прочитанного художественного произведения и нагляд¬ного содержания последовательных фрагментов - эпизодов. Использовались серии из 4 картинок («Скворцы прилетели» картинный материал). Картинки в нужной последовательности раскла¬дывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Кроме общих критери¬ев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данно¬го вида рассказывания, смысловое соответствие содержания рассказа, изображенно¬му на картинках; соблюдение логической связи между картинками - эпизодами.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.

2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1991. Т.453.

3. Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1998.

4. Берхин Б.Н. Общие проблемы психологии искусства М.: Знание,2001, -44с.

5. Бахтин М.М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. –М.: 2004

7. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.

8. Каневский В. Звуки скажут больше, чем слова. –Обруч, 2004, -№5

9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. –М.: Просвещение, 2005. –190с.

10. Луговых Н., Мандрышкина Л. Об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества. –Дошкольное воспитание, 2002,-№6

11. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств». –Дошкольное воспитание, 2006 -№2

12. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие дошкольников. - Л., Учпедгиз., 1974. - 211с.

13. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. –М.: 2005

14. Молдавская Н.Д. Литературное развитие дошкольников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976.

15. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы дошкольниками. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1959. - 85с.

16. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., «Книга», 1972. - 168с.

17. Писарский П.С. Структуры эмоционально-оценочного восприятия произведений искусства у дошкольников // Искусство и эмоции. Пермь: Смысл, 2001.

18. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1990. - 254с.

19. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. –М.,2004.-325с.

20. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского о детском художественном творчестве. –Вопросы психологии, 2005 - №1

21. Ражников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо». –Дошкольное воспитание. 2006 -№9

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –С.Пб.: Питер Ком., 2005,720с.

23. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. –Обруч,2006, №4

24. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. –Ярославль: Академия развития. 2006, 240с.

25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 2005, 332с.

26. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов н/Д: РГПУ, 1995. - 272 с.

27. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. — М.: Сфера, 2006.

28. Эмоциональное развитие дошкольника под ред. Кошелевой М. Просвещение, 2004

29. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. –Вопросы психологии, 2005. №4

Похожие работы на данную тему