Введение
Актуальность исследования. Детство - период, когда осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.
Активное общение с окружающим способствует формированию языкового запаса, грамматического строя речи. Овладевая предметными и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной, развернутой, связной, грамматически и фонетически правильной речью.
Современная педагогика и психология подчеркивает существенную роль гуманитарного образования, в котором важное место принадлежит литературе в развитии личности дошкольников.
В "Психологии искусства" Л.С.Выготским показано, что психологический эффект восприятия литературного произведения конституирован в его форме. Позднее М.М.Бахтин ввел понятие внутренней, архитектонической формы - динамического образования, возникающего в процессе полноценного восприятия литературного произведения и активно опосредствующего процесс коммуникации писателя и читателя.
2. Методики, описание и анализ констатирующего этапа исследования уровня сформированнности образного речевого высказывания у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования детей с ОНР и в норме
Цель: оценка и коррекция уровня образного речевого развития дошкольников.
Задачи:
1. Определить уровень образного речевого развития дошкольников;
2. Осуществить единый подход в логопедической коррекционной работе по формированию образной речи дошкольников;
В исследовании принимало участие 10 детей с нормальным речевым развитием (возраст – 5-6 лет), посещающих ДОУ №113 г. Москвы.
Методика комплексного обследования речевого развития включает серию заданий.
Комплексы заданий направленны на выявление состояния образной связной речи (пересказывание, по серии картинок, рассказывание из опыта, составление рассказа - продолжения).
Описание заданий.
Первое задание – пересказ небольшого по объему и простого по структуре ли¬тературного текста. Для этого использовалась сказка «Заяц-хвастун». Текст прочитывается дважды, перед повторным чте¬нием дается установка на составление пересказа. При анализе составленных пере¬сказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложе¬ниями, частями рассказа и др.
Второе задание - составление связного сюжетного рассказа на основе прочитанного художественного произведения и нагляд¬ного содержания последовательных фрагментов - эпизодов. Использовались серии из 4 картинок («Скворцы прилетели» картинный материал). Картинки в нужной последовательности раскла¬дывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Кроме общих критери¬ев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данно¬го вида рассказывания, смысловое соответствие содержания рассказа, изображенно¬му на картинках; соблюдение логической связи между картинками - эпизодами.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.
2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1991. Т.453.
3. Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1998.
4. Берхин Б.Н. Общие проблемы психологии искусства М.: Знание,2001, -44с.
5. Бахтин М.М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. –М.: 2004
7. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.
8. Каневский В. Звуки скажут больше, чем слова. –Обруч, 2004, -№5
9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. –М.: Просвещение, 2005. –190с.
10. Луговых Н., Мандрышкина Л. Об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества. –Дошкольное воспитание, 2002,-№6
11. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств». –Дошкольное воспитание, 2006 -№2
12. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие дошкольников. - Л., Учпедгиз., 1974. - 211с.
13. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. –М.: 2005
14. Молдавская Н.Д. Литературное развитие дошкольников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976.
15. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы дошкольниками. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1959. - 85с.
16. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., «Книга», 1972. - 168с.
17. Писарский П.С. Структуры эмоционально-оценочного восприятия произведений искусства у дошкольников // Искусство и эмоции. Пермь: Смысл, 2001.
18. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1990. - 254с.
19. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. –М.,2004.-325с.
20. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского о детском художественном творчестве. –Вопросы психологии, 2005 - №1
21. Ражников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо». –Дошкольное воспитание. 2006 -№9
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –С.Пб.: Питер Ком., 2005,720с.
23. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. –Обруч,2006, №4
24. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. –Ярославль: Академия развития. 2006, 240с.
25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 2005, 332с.
26. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов н/Д: РГПУ, 1995. - 272 с.
27. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. — М.: Сфера, 2006.
28. Эмоциональное развитие дошкольника под ред. Кошелевой М. Просвещение, 2004
29. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. –Вопросы психологии, 2005. №4