Качество выпускаемой продукции по праву относится к важ¬нейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно по¬вышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение производства высококачественных изделий россий¬скими предприятиями в конечном итоге должно привести к ин¬тенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внут¬реннем и мировом рынках. Современным предприятиям необхо¬димо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Управление качеством выпускаемой продукции является одной из самых важных задач менеджмента на предприятии.
Поэтому целью написания данной курсовой работы является комплексное исследование системы управления качеством на конкретном предприятии – хозяйствующем субъекте.
В ходе реализации поставленной цели решены следующие задачи курсовой работы:
всесторонне рассмотрена сущность качества продукции;
исследована система показателей качества продукции;
подробно изучен механизм управления качеством продукции;
дана краткая технико-экономическая характеристика объекта исследования и проанализированы основные показатели его работы;
проведен анализ системы управления качеством на конкретном предприятии.
Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на раз¬личных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Механизм управления качеством продукции должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качест¬вом, в число которых входят, прежде всего, такие функции, как:
прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
планирование повышения качества продукции;
нормирование требований к качеству продукции и стандар¬тизация;
разработка и постановка продукции на производство;
технологическая подготовка производства;
организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплекту¬ющих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителям продукции;
обеспечение стабильности запланированного уровня качеств;
продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
контроль качества и испытания продукции;
профилактика брака в производстве;
внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
технико-экономический анализ изменения качества продукции;
обеспечение управления качеством продукции (правовое информационное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);
специальная подготовка и повышение квалификации кадров.
Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем предполагающий выделение в составе данного механизма ряд общих, специальных и обеспечивающих подсистем.
6. Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг. – М.: Ось-89, 2000.
7. Антонов Г.А. Стандартизация и качество промышленной продукции: Учеб. пособие. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1979.
8. Аристов О.В., Мишин В.М. Качество продукции: Учеб. пособие. – М.: Изд-во стандартов, 1982.
9. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000.
10. Гличев А.В. Качество продукции. Система управления. – М.: Прогресс, 1996.
11. Годлевский В.Е., Иванов Г.В. Системный анализ и моделирование функций системы качества // Развитие через качество - теория и практика / Тр. III международной конференции. - Тольятти: ТолПИ, 1999. - С. 114-122.
12. Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник/Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 199S.
13. Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1998.
14. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
15. Менеджмент систем качества/М.Г. Круглое, С. К. Сергеев, В.А. Такташов. – М.: Изд-во стандартов, 1997.