Введение
В самом общем случае план – это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достежение поставленных целей и задач. Бизнес – план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
Рабочий инструмент для организации и финансирования различных видов деятельности предприятия.
Реолизацию осуществления определенной программы управленческих дествий с оценкой их расходов и доходов.
Таким образом, бизнес – план представляет собой специальный инструмент управления, широко применяемый практически во всех областях современной рыночной экорномики независимо от масштабов, формы собственности и сферы деятельности предприятия.
В современной рыночной экономике бизнес-планирование применяется достаточно широко. Начиная процесс составления бизнес-плана, необходимо первоночально определить с какой целью он разрабатывается и что будет решать.Основными целями являются:
Реальность осуществления проекта и получение желаемых результатов;
Возможность привлечения инвесторов и подготовка команды специалистов для реализации проекта;
Подготовка общественного мнения к такому восприятию проекта, которое отвечает социально-экономической значимости его инициаторов.
Бизнес – план оценивает перспективную ситуацию предприятия во внутренней и внешней среде. Он помогает координировать деятельность партнеров на рынке, заставляет постоянно отслеживать действия конкурентов и решать множество других внутренних и внешних задач. Примерный перечень задач, решаемых в процессе бизнес-планирование, можно сформулировать следующим образом:
Оценка возможностей предприятия, его сильных и слабых сторон;
Формулирование и разработка целей деятельности на определенный период;
Изучение рынков деятельности предприятия;
Определение степени его конкурентоспособности;
Разработка различных типов маркетинговых стратегий;
Обоснование ценовой политики и тактики;
Выбор наиболее эффективного варианта реализации проекта из всех имеющихся альтернатив;
Оценка вероятности наступления событий, способных изменить ход реализации проекта.
В бизнес-плане определяются и анализируются факторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия в условиях конкретного рынка, производится выбор тактики и методов, конкурентной борьбы, дается оценка ресурсам, необходимым для достижения целей предприятия.У руководителя имеется возможность тщательно проанализировать свои идеи, проверить целесообразность и возможность их реализации. Разработка бизнес-плана помогает предупредить возникающие трудности, выявить их причины и найти наиболее эффективные пути их нейтрализации.
С учетом целевой направленности разрабатываемого проекта можно выделить следующие основные виды бизнес-планов:
Бизнес –план инвестиционного проекта;
Бизнес –план вновь создаваемого предприятия;
Бизнес – план слияния, реструктуризации или развития предприятия;
Бизнес – план для получения кредитных ресурсов;
Бизнес – план составляется на несколько лет вперед с разбивкой по периодам:месяцам, кварталам, годам.Период разбивки зависит от состояния экономики, условий функционирования предприятия, его целей, специфики и сферы деятельности. По ходу реализации бизнес – план может пересматриваться в сторону изменения как отдельных деталей, так и первоначально поставленной цели, если это обусловлено кардинальными изменениями в действии внешних факторов.
При разработке бизнес –плана необходимо учитывать все возрастающее влияние экономических, технологических, экологических и политических перемен.Бизнес – план должен определить те основные способности и навыки предприятия, которые трудно будет воспроизвести конкурентам и которые обеспечат ему долгосрочный успех на рынке.
Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров на основные вопросы.
Во-первых, в экономику идет новое поколение предпринимателей; большинство из них никогда не руководили хоть каким – либо коммерческим предприятием и поэтому очень плохо представляют весь круг подстерегающих их проблем, особенно в условиях рыночной экономики .
Во вторых, постоянно меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу – борьбе с конкурентами, в которой нет второстепенных вопросов.
В третьих, желая получить внешние инвестиции для становления и развития своего предприятия, необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать свою способность просчитать все аспекты использование таких инвестиций не хуже бизнесменов из других стран, т.е. привлечь их внимание к себе.
5. План маркетинга
5.1. Цели и стратегии маркетинга.
Теоритически каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Комплекс «цели -- стратегии» задает основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных рамках затраты, определяет количество и квалимцикацию персонала. Доведенные до каждого работника цели, проработанные и обнародованные на предприятии стратегии заставляют персонал приспосабливать собственные цели к целям предприятия, собственные стратегии – к его стратегиям. Принятие предприятием стратегий высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегировать тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.
Различают основные характеристики целей:
Конфликтность целей: связь между целями такова, что достижение одной цели затрудняет выполнение другой;
Комплектарность: достижение одной цели облегчает выполнение другой;
Индифферентность : цели не оказывают влияния друг на друга.
В рамках маркетингового подхода для разработки стратегии парикмахерской «Люкс» я воспользовался такими характеристиками как: комплектарность и индифферентность.
Иерархия целей : превращение предприятия в «фирму качества» способствует завоеванию максимальной доли рынка и « предприятие широкого ассортимента».
5.2. Ценообразование.
Каждый из нас неоднократно убеждался, что цена товара способна как привлечь, так и отвратить клиента. Правильно выбранная ценовая стратегия является одной из гарантий достижения целей маркетинга.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ, часть 1, ст. 334. - М.: Информационно - внедренческий центр " Маркетинг ", 1995. - 208 с.
2. И. В. Липсиц, В. В. Коссов. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа : Учебное пособие. - М.: Издательство БЕК, 1996. - 304 с.
3. Л.Д. Якименко, Е.Б. Хоменко. Организация и финансирование инвестиций в сфере производства товаров и услуг. Учебное пособие . Ижевск:Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 252с.
4. Ф. Котлер. Основы маркетинга. – М: Изд-во Прогресс,1992.
5. А.А. Амбарцумов, Ф.Ф. Стерликов 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. –М: КРОН – ПРЕСС, 1993 г. 302с.
6. Н.С. Абрютина, А.В. Грачев АХД предприятия. Учебно-практическое пособие. М: Дело и сервис, 1998г.
7. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
8. СТПЦТ 2065-90 . Требования к производственным помещениям, персоналу, инструменту, документации.