Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отноше-ния с людьми.
Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как само-регуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только ха-рактеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и дос-тижение общей игровой цели.
Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышле-ния. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако из-вестно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.
Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкла-дываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обще-ством своей культуры подрастающему поколению.
2. ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону бли-жайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.
Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнка, следует, прежде всего, выде-лить главную – недоразвитие интегративной деятельности коры головного моз-га, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально – деловым общением с о взрослым входе ориентировоч-ной и предметной деятельности. Пагубно отражается на становлении игры и отсутствии необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так на-зываемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда умст-венно отсталый ребёнок пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа. Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлении дошкольник – олигофрен получает представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных об-стоятельствах. Таким образами на имеющийся у него органический дефект на-слаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаврилушкина, Соколова. Воспитание и обучение умственно отсталых до-школьников. – М.: Просвещение, 1985.
2. Игра дошкольника. / Под редакцией С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.
3. Менджерицкая Д.В, Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.
4. Руководство игр детей в дошкольном учреждении. Составители: Е. Н. Тве-ритина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. – М.: Просвеще-ние,1986.
5. Соколова. Коррекционное обучение как основа личности развития аномаль-ного дошкольника. // Дефектология. – 1992. - № 7.
6. Соколова. Особенности игровых действий. // Дефектология. – 1994. - № 3.
7. Соколова. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатком слуха и интеллекта. // Дефектология. – 1989. - № 5.
8. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976.