Введение
На современном этапе развития в нашей стране необходимо прилагать огромные усилия по созданию атмосферы, которая способствовала бы утверждению уважительного и заботливого отношения к человеку, честности, требовательности к себе и к другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью.
Проблема создания атмосферы высокой нравственности и морали актуальна для спортивной деятельности не менее чем для любой другой. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе — большое искусство и большой педагогический труд.
Знание социально-психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной командой помогает учителю физической культуры сделать более эффективной деятельность всего коллектива.
Рост спортивных результатов в настоящее время достигается ценой огром¬ных эмоциональных и энергетических затрат. Причем это касается не только спортсмена (хотя его в первую очередь), но и учителя физической культуры, и товарищей по команде. Эти потери усугубляются, если участники взаимоотношений в команде испытыва¬ют напряжение, если социально-психологический климат характеризуется конфликтами, взаимными претензиями и т. д.
Глава 2. Содержание деятельности учителя по формированию спортивных групп
2.1 Влияние учителя на психологический климат в спортивной группе
Социально-психологический климат – степень удовлетворенности основных социальных потребностей членов спортивного коллектива.
В формировании благоприятного психологического климата в спортивной группе существенное внимание должно уделяться соблюдению учителем основных принципов, обеспечивающих качественную работу учащихся. Одним из таких принципов является индивидуальный подход к учащимся. Суть его заключается в изучении особенностей каждого ученика и нахож¬дении адекватных методов обучения и воспитания.
Индивидуальный подход не обязательно выражается в про¬ведении занятий отдельно с каждым учеником. Он предпола¬гает разумное сочетание всех способов организации деятель¬ности учащихся — фронтального, группового и индивидуаль¬ного. Обязательным же является постоянное пристальное вни¬мание к работе каждого ученика.
В данном случае не ограничиваясь делением класса на группы мальчиков и девочек, следует провести четкое раз¬деление (дифференцирование) учащихся внутри этих групп по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья, то есть по созданию спортивных групп. Кроме того, надо принимать во внима¬ние тип телосложения, темперамент, волевые качества, инте¬ресы и, конечно, возраст учащихся.
Так же немаловажное значение в формировании психологического климата в спортивной группе имеет дифференцированный подход к учащимся при обучении и воспитании. В каждом классе в начале года, как у мальчиков, так и у девочек составляются группы. На самых первых занятиях можно сохранить состав отделений прошлого года, но как только закончится тестирование, состав групп уточ¬няют. Рекомендуется комплектовать не более двух-трех групп мальчиков и девочек, иначе группы будут слишком малочис¬ленными и их придется объединять. Лучше ограничиться двумя группами, но обязательно взять на отдельный учет как наи¬менее, так и наиболее подготовленных учеников. Например, это могут быть, с одной стороны, школьники, длительное вре¬мя пропускавшие занятия по болезни, а с другой, хорошие спортсмены. Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются в составе отделений и тоже берутся на индивиду¬альный учет
Список использованной литературы
1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. – Краснодар, 1995.
2. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М., 1983.
3. Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. – М., 1984.
4. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. – М., 1987.
5. Ильин Е.П. Психология Физического воспитания. – М., 1987.
6. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М., 1984.
7. Майнберг Э. игра и игровое поведение. 1995. с.241.
8. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. – М., 1995.
9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин-тов физ. культуры. – М., 1991.
10. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Кн.1. – М., 1998.
11. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. –М., 1986.
12. Психология физического воспитания и спорта / под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пугт. – М., 1979.
13. Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М. Мельникова. – М., 1987.
14. Смирнов Ю.И. Поневщиков М.М. Управление в спортивной тренировка. 2000. с.162-164.
15. Туревский И.М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодежи. – Тула, 1993.
16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Система физического воспитания в РФ. 2000
17. Бабушкин Г.Д. Структура творческой деятельности тренера. 1993 - №6.
18. Блинков О.Н. Методика реализации индивидуального подхода к физической подготовке. 2002 - №1.
19. Воробьев В.В. Клубы, какие они есть . 1998 - №6.
20. Горбунов В. Погоня за временем.2003 - №3.
21. Ермалаев В.М. Зачетные требования по физическому воспитанию – на новую основу 1989 - №10.
22. Ермолаева М.В. Контроль за психологическим состоянием в спорте как резерв повышения эффективности тренировочного процесса. 1993 - №2.
23. Каймин М.А. О спортивной технике. 1989 - №2.
24. Как сотворить чудо? Приходько А.Н. 2001 - №8.
25. Коршунов А. Такой необходимый «Меридиан». 2001 - №18.
26. Кричевский Р.Л., Маронина А.В. Самооценка тренера как фактор Эффективности руководства спортивным коллективом.1988 - №2.
27. Матвеев А.П. Физическая культура. 2003.
28. Матвеев Л.П. Все о «спортивной форме». 1991 - №2.
29. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки. 2000 - №3.
30. Мокеев Г.И., Ширяев А.Г. В поисках закономерностей предсоревно-вательной подготовки спортсмена. 1999 - №4.
31. Николаев А. Успешность деятельности тренера. 2003 - №12.
32. Перевозников А.А. Спортивные клубы в России. 2000 - №1.
33. Попов М. Финдамент олимпийских побед. 2004 - №4.
34. Поспех Е. Физическое воспитание учащейся молодежи в контексте формирование спортивного резерва. 2002 - №4.
35. Рябирцев В.П. Что есть физическая культура? 1994 - №10.
36. Селуянов В.Н. Развитие теории физической подготовки спортсменов. 1995 - №1.
37. Сиротин О.А. Методология и теория спортивных способностей. 2000 - №4.
38. Сысоев Ю.В. Направленность и пути формирования мотивов спортивной деятельности в коллективах сборных команд России. 2000 - №3.
39. Таранцев А.А., Чернов В.Г. Метод прогнозирования эффективности выступления спортсменов в соревнованиях. 1999 - №4.
40. Черевач И.В. Основные направления педагогической деятельности тренера 2000. №4
41. Щербаков И.И. Реальным физкультурникам – реальные стимулы. 1989 - №10.
42. Якимов А.М. О культуре детского тренера. 2000 - №4.