Введение
Как известно, главная цель высшей школы – формирование высококвалифицированных специалистов, обладающих основательными знаниями и практическими навыками, умеющих самостоятельно и творчески применять научные методологии при анализе явлений современной жизни и при решении практических задач в новых условиях жизни государства. У педагогических вузов есть особая задача: готовить педагогов, способных на высоком уровне осуществлять учебно-воспитательный процесс в современной школе, обеспечивать качество обучения, гражданственного, трудового, нравственно-эстетического и физического воспитания школьников, укреплять связь обучения с жизнью. Необходимо учитывать, что подготовка в педагогическом вузе будущего специалиста отличается тем, что наряду с системой профессиональных знаний у студентов должны вырабатываться профессиональные качества личности (коммуникативные, организационные, аналитические и др.) и повышаться уровень общей культуры личности. Именно на формирование и закрепление всех этих умений и навыков должна быть направлена вся внеучебная воспитательная работа в педагогическом вузе, основанная на развитии представлений студентов о подлинных культурных ценностях, что особенно актуально сегодня.
С другой стороны, актуальность воспитательной работы в педагогическом вузе обусловлена спецификой молодежной среды, интеллектуальной элиты молодежи, отличающейся наибольшей целеустремленностью жизненной позиции, способностью первыми понимать и развивать, претворять в жизнь новые идеи. Очень важно в деятельности молодежной среды формировать положительную мотивацию, для того, чтобы жажда переустройства, самоутверждения, свойственная студенческой юности, была не стихийной и разрушающей, а сознательной и созидающей, что прямо связано с высоким назначением педагога – формированием новых поколений.
Глава II. Основы организации воспитательной работы по физическому воспитанию в высших учебных заведениях
2.1. Условия успешной реализации воспитательной работы по физическому воспитанию в вузе
Условия – совокупность переменных природных социальных внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, психическое, нравственное развитие человека его поведение, воспитание и обучение, формирование личности (В.М. Полонский).
Мы считаем, что реализация воспитательной работы в вузе будет успешна при решении комплекса следующих условий:
1. Эффективно организованные управление и самоуправление физического воспитания в вузе (на примере деятельности спортивного клуба).
2. Создание благоприятных возможностей для удовлетворения многообразных интересов студенчества в области физической культуры.
3. Использование разнообразных форм физического воспитания.
Условие 1. Эффективно организованные управление и самоуправление физического воспитания в вузе. Основным организатором воспитательной работы по физической культуре и спорту в вузе является спортивный клуб. Он осуществляет всестороннюю деятельность по развитию физической культуры и спорта среди студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников высшего учебного заведения и членов их семей на демократической основе, в условиях широкой гласности, творческой инициативы и самодеятельности, выборности его руководящих органов и их отчетности перед коллективом. В своей практической деятельности спортивный клуб руководствуется постановлениями Министерства физической культуры, спорта и туризма, Министерства образования, и другими нормативными документами.
Список использованной литературы
1. Агеевец В.У., Каневец Т. М. Организация физической культуры. М., 1986.
2. Адамсон К.В., Титма М. X., Арвисто М. А., Чесноков А. С. Физическая культура и советский образ жизни. М., 1982.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978.
4. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.; ЛГОУ, 1999.
5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988.
6. Богданова М. В. Вам, молодым. М., 1988.
7. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. М., 1986.
8. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева. — М.: Физкультура и спорт, 1983.
9. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для институтов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева. — М.: Физкультура и спорт, 1983.
10. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. — Кишинев: Штиинца, 1989.
11. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. — М.: Физкультура и спорт, 1992.
12. Вилькин А.Р., Каневец Т.М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 1985.
13. Выдрин В.М. Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие для институтов физ. культ. / ВИФК. — СПб., 1995.
14. Выдрин В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: Учебное пособие. — СПб., 1997.
15. Выдрин В.М. Проблема непрофессионального физкультурного образования и пути ее решения. Сб. Физическая культура и спорт в современном образовании. Методология и практика — СПб., 1993.
16. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учебное пособие / ГДОИДК. — Л., 1988.
17. Гончар И.Л. Экспериментальное обоснование прикладной направленности физического воспитания и интегральной оценки его результатов в условиях вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1980. 20 с.
18. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М., 1995.
19. Евсеев Ю.И. Профилированное физическое воспитание студентов полевых и экспедиционных профессий: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1984. 23 с.
20. Комплексная целевая программа по физической культуре в вузе / Под ред. В.И. Григорьева; СПбУЭФ. - СПб., 1991.
21. Кульков В.В. Оптимизация физического воспитания студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1984. 20 с.
22. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения: Учебное пособие. — СПб., 1998.
23. Лаптев А. П. Гигиена массового спорта. М., 1984.
24. Латышкевич Л. А., Матяжов В. С., Шевченко А. А. Каникулы — пора спортивная. Киев, 1981.
25. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, сознание. — М.: Мысль, 1980.