Введение:
Как известно, главная цель высшей школы – формирование высококвалифицированных специалистов, обладающих основательными знаниями и практическими навыками, умеющих самостоятельно и творчески применять научные методологии при анализе явлений современной жизни и при решении практических задач в новых условиях жизни государства. У педагогических вузов есть особая задача: готовить педагогов, способных на высоком уровне осуществлять учебно-воспитательный процесс в современной школе, обеспечивать качество обучения, гражданственного, трудового, нравственно-эстетического и физического воспитания школьников, укреплять связь обучения с жизнью. Необходимо учитывать, что подготовка в педагогическом вузе будущего специалиста отличается тем, что наряду с системой профессиональных знаний у студентов должны вырабатываться профессиональные качества личности (коммуникативные, организационные, аналитические и др.) и повышаться уровень общей культуры личности. Именно на формирование и закрепление всех этих умений и навыков должна быть направлена вся внеучебная воспитательная работа в педагогическом вузе, основанная на развитии представлений студентов о подлинных культурных ценностях, что особенно актуально сегодня.
С другой стороны, актуальность воспитательной работы в педагогическом вузе обусловлена спецификой молодежной среды, интеллектуальной элиты молодежи, отличающейся наибольшей целеустремленностью жизненной позиции, способностью первыми понимать и развивать, претворять в жизнь новые идеи. Очень важно в деятельности молодежной среды формировать положительную мотивацию, для того, чтобы жажда переустройства, самоутверждения, свойственная студенческой юности, была не стихийной и разрушающей, а сознательной и созидающей, что прямо связано с высоким назначением педагога – формированием новых поколений.
Воспитательная работа в вузе становится сейчас одной из самых важных проблем системы образования. Об этом говорит Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12.07.95, в преамбуле которого сказано, что «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Другой Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26.08.90 г. говорит о том, что основные задачи учебного заведения могут быть разрешимы лишь при организации системы внеучебной воспитательной работы.
Глава 2:
Студентам, которые отнесены к подготовительной медицинской группе, рекомендуются самостоятельные тренировочные занятия с задачей овладения всеми требованиями. Одновременно с этим для данной категории студентов доступны занятия отдельными видами спорта.
Студенты основной медицинской группы, подразделяются на две категории: занимавшиеся и не занимавшиеся ранее спортом. Все студенты этой группы должны начинать с подготовки к выполнению зачетных нормативов по физической культуре. Студенты, поступившие на I курс с определенной спортивно-технической подготовкой, должны стремиться постоянно совершенствовать свое спортивное мастерство.
В то же время планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом направлено на достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех медицинских групп, — сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.
Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия. В содержание самостоятельных занятий рекомендуется включать все виды упражнений входящие в нормативные требования (прыжки на скакалке, поднимание туловища из положения лежа, кросс и т.д.).
Учитывая особое значение утренней гигиенической гимнастики (зарядки), ее следует ежедневно включать в распорядок дня всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам.
В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (например, элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой) [22, 92 - 100].
Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями, Такие упражнения обеспечивают предупреждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности (на длительное время без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10 — 15 мин через каждые 1 — 1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.
Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнение упражнений на открытом воздухе [23].
Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3 — 5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Необходимо помнить, что самостоятельные занятия в одиночку можно проводить только на стадионах, спортивных площадках, в парках, в черте населенных пунктов. Заниматься рекомендуется 2 — 7 раз в неделю по 1 — 1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через 2 — 3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 часа после приема пищи и не позднее чем за час до приема пищи или до отхода ко сну [35, 112 -117].
Заключение:
Основное значение воспитательной работы в вузе – пробуждение или углубление у студентов интереса к различным областям знаний и видов деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их познавательной активности, оказание им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Такая работа требует обеспеченность и непрерывность воспитательного процесса.
Основные задачи воспитательной работы в высших учебных заведениях:
1. Реализация единой с учебным процессом задачи по формированию высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина России, способной к профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые технико-технологические решения.
2. Формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе.
3. Создание условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеурочное время.
4. Создание полноценной социально-профессиональной воспитывающей среды.
Воспитательной работы по физическому воспитанию в вузе основывается на следующих принципах:
Принцип комплексности оздоровления и воспитания, принцип гармонизации сущностных сил студента, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом его индивидуальности, возрастных особенностей и возможностей, принцип самореализации и включенности студента в реальные социально значимые отношения, принцип сочетания защиты и социального развития студентов, принцип закрепления социально-ценных форм и привычек поведения на основе гуманных ценностей, уважения и доверия
В общепедагогическом плане во внеучебной работе по физическому воспитанию студентов можно выделить ряд направлений.
1. Расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения студентов и формирования у них санитарно-гигиенических умений и навыков, 2. Использование естественных сил природы (солнце, воздух и вода) для укрепления здоровья и физических сил студентов.
3. Спортивное совершенствование студентов, развитие их задатков и способностей в разных видах физкультуры и спорта.
4. Организация разнообразной трудовой деятельности, которая связана с затратой мускульной энергии, физической тренированности и пребыванием на свежем воздухе.