Введение
Актуальность темы данного исследования обеспечивается признанием важной роли воображения и креативности в психической деятельности людей. Креативность является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Исследование креативности и воображения занимает большое место в современной психологической науке (Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Р.Г.Натадзе, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.). Креативность связана со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, креативность зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, - она способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, К.И.Вересотская, Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, Л.В.Занков, Е.И.Игнатьев, А.И.Липкина, А.А.Люблинская и др.). Креативность формируется в деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения (О.П.Гаврилушкина, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, В.В.Давыдов, Л.С.Коршунова, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н.Палагина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др.). Креативность выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.), оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ.
Проблема исследования заключается в том, чтобы установить, каковы особенности креативности в подростковом возрасте.
2.3. Выводы
Данное исследование было посвящено определению и изучению креативности у детей подросткового возраста.
Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод о том, что развитию креативности у детей способствуют:
1. Выраженная эмоциональная оценка, которая задает единый «ракурс» видения, являясь своеобразным стержнем описания. «Стержневая» эмоциональная оценка не произвольна по отношению к конкретному воспринимаемому предмету, а связана с его чувственным обликом, причем испытуемый акцентирует его характерные выразительные черты и не испытывает необходимости в перечислении многих признаков.
2. Интерес к чувственному облику вещей, которым отличаются дети подросткового возраста, что можно считать благоприятными предпосылками художественного развития, задатками художественно- творческих способностей. Но это именно задатки: в отличие от взрослых эмоциональные оценки и чувственные характеристики предметов в восприятии детей еще не «сплавлены» в единой стратегии, ведущей к созданию художественного образа. Для того, чтобы такие стратегии появились, необходимо соответствующее психолого-педагогическое воздействие, и в этом должна заключаться важная линия работы по художественному развитию учащихся.
3. Использование на уроках развивающего обучения по различным методикам отечественных и зарубежных ученых.
4. Специальное обучение, направленное на развитие творческого мировосприятия, которое дает возможность преодолеть общую неблагоприятную тенденцию традиционных методов обучения по «заглушению» художественного восприятия у умственно отсталых детей. Восприятие испытуемых, обучающихся по специальной программе, не утрачивает художественных черт. У большинства детей эти задатки развиваются, и большая часть ребят, несмотря на недоразвитие интеллекта, способна дать хорошее художественное описание.
Библиография.
1. Абраман Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980. – Т.1. – 232 с., Т.2. – 288 с.
3. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с.
4. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30
5. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.
7. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1997.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.
9. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии. 1994. № 4.
10. Гольперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965 – 51 с.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1968 – 240 с.
12. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978 – 180-205 с.
13. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.
14. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. СПб., 1991
15. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. //Вопросы психологии. – 1988 – № 6 – 52-59 с.
16. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.
17. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997
18. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.
19. Казаков В. Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр. - пед. техникумов. – М.: Высш.шк., 1989.
20. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1999.
21. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. //Дошкольное воспитание. – 1971 – № 2 – 41-46 с.
22. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей, М.,1992.
23. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.
24. Конькова Е.А., Популярная история живописи. М.,2002
25. Коррекционно–развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – Москва, МГПИ имени В.И.Ленина. – 1983.
26. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой – Москва, Педагогика, 1989.
27. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979 – 99 с.
28. Кривицкий К.Е. Школьникам об эстетике. М. 1979.
29. Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у школьников. М., 1988 .
30. Кузин В.С. Психология. Учебник. - М.: АГАР, 1999.
31. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 1990.
32. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971 – 415 с.
33. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19
34. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
35. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.- М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.
36. Немов Р. С. Психология. Учеб. Для студентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1997.
37. Общая психология / Под ред. Богословского В. В. – М., Просвещение, 1981.
38. Общая психология / Под ред. Петровского А. В. – М., просвещение 1986
39. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.
40. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с.
41. Петров Г.Д. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983
42. Плахова Н.С. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.39.
43. Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 - №1 – с.3.
44. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. / Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.
45. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под редакцией Ж.И.Шиф - Москва, Педагогика, 1972г.
46. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин А. А. Научный редактор Кротков Е. А. Москва, 1997.
47. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
48. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Под ред. К.В. Сельченок. М., 1999.
49. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 1999 – 25-44 с.
50. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства, М., 1982.
51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В2т. Т1. М. 1989.
52. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., МГУ, 1973.
53. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – Москва, Просвещение, 1979г.
54. Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников. //Психология младшего школьника. – М., 1960 – 128-147 с.
55. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. – Л., 1947 – 80 с.
56. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие – М.: Издательский центр «Академия», 1999г.
57. Ткемаладзе А. Вопросы эстетического воспитания. М., 1993
58. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // Дефектология – 1994г. - №4 – с.9.
59. Уроки развития воображения. – М., 2000 – 44-73 с.
60. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999г., с.64-70, с.75-87.
61. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983.