I. Программа исследования
1. Введение.
Актуальность.
Особенности современной ситуации в системе высшего образования практически аналогичны таковым в системе образования в целом. Это, во-первых, формирование новой модели отношений вузов и государства, во-вторых, относительный "кадровый голод" в связи с уходом наиболее квалифицированных специалистов в другие сферы или отъездом за рубеж. А потому трудности, перспективы и пути решения проблем образования в ВУЗе нельзя рассматривать вне контекста общих проблем образования как социального института.
Поиск выхода из сложившейся в последние годы ситуации заставил обратить пристальное внимание на вопросы научно-образовательного трансфера. Важность интеграции высшей школы с другими секторами российской науки начала осознаваться уже в конце прошлого века, но в то же время стало достаточно ясно, что собственно проблематика более тесного взаимодействия науки и высшего образования не может ограничиваться лишь традиционным научно-образовательным трансфером и внедрением новых образовательных технологий и достижений. На первый план все более явственно выступает проблема взаимодействия собственно педагогического процесса в системе высшего образования и использования ее научного потенциала при признании основополагающим тезиса "вхождение субъекта в культуру социума есть одновременно и творение им культуры".
Проблема взаимодействия науки и образования требует преодоления стереотипов упрощения и искажения феномена культуры. Возможность такого упрощения подразумевается в тех случаях, когда культура рассматривается как самодовлеющая система ценностей либо как система производства и потребления особого рода продуктов культурных услуг. В последнем случае при анализе образовательной системы как социального института нередко предлагается редуцировать культуру к отношениям обучения и воспитания, тем самым рассматривается уже не феномен образовательного процесса, а система образовательных учреждений. А в таком случае создаются предпосылки губительного для образовательной системы диктата со стороны государства и игнорирования тенденций саморазвития этого социального института и его взаимодействия с системой иных социальных институтов. Понятно, что в условиях такой редукции невозможно ни добиться точной оценки ситуации, ни тем более дать содержательный прогноз тенденций развития института образования.
III. Использованная литература
1. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха.: Пер. с нем. – М.: Интерэскперт. – 1995.
2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала, М., 1998. Стр. 206-224.
3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. - М.: Гардарика. – 1999.
4. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник 3-е. изд. перераб. И доп. – М., Юнити, 2001. – 501с.
5. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. — М.: “Прогресс”, 1979.
6. Друкер П. Эффективное управление. – Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
7. Завельский М. Г. Экономика и социология труда. - М.: Catallaxy. 1998.
8. Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах. — Вопросы психологии, 1971, 6.
9. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М.: Наука, 1990. — 232 с.
10. Смелзер Н. Социология, — М., 1994.
11. Социология., Учебное пособие / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова — Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 1998. — 560 с.
12. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1969. - 531 с.
13. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Изд-во Наука, 1972.