Введение:
Особенности современной ситуации в системе высшего образования практически аналогичны таковым в системе образования в целом. Это, во-первых, формирование новой модели отношений вузов и государства, во-вторых, относительный "кадровый голод" в связи с уходом наиболее квалифицированных специалистов в другие сферы или отъездом за рубеж. А потому трудности, перспективы и пути решения проблем образования в ВУЗе нельзя рассматривать вне контекста общих проблем образования как социального института.
Поиск выхода из сложившейся в последние годы ситуации заставил обратить пристальное внимание на вопросы научно-образовательного трансфера. Важность интеграции высшей школы с другими секторами российской науки начала осознаваться уже в конце прошлого века, но в то же время стало достаточно ясно, что собственно проблематика более тесного взаимодействия науки и высшего образования не может ограничиваться лишь традиционным научно-образовательным трансфером и внедрением новых образовательных технологий и достижений. На первый план все более явственно выступает проблема взаимодействия собственно педагогического процесса в системе высшего образования и использования ее научного потенциала при признании основополагающим тезиса "вхождение субъекта в культуру социума есть одновременно и творение им культуры".
Проблема взаимодействия науки и образования требует преодоления стереотипов упрощения и искажения феномена культуры. Возможность такого упрощения подразумевается в тех случаях, когда культура рассматривается как самодовлеющая система ценностей либо как система производства и потребления особого рода продуктов культурных услуг. В последнем случае при анализе образовательной системы как социального института нередко предлагается редуцировать культуру к отношениям обучения и воспитания, тем самым рассматривается уже не феномен образовательного процесса, а система образовательных учреждений. А в таком случае создаются предпосылки губительного для образовательной системы диктата со стороны государства и игнорирования тенденций саморазвития этого социального института и его взаимодействия с системой иных социальных институтов. Понятно, что в условиях такой редукции невозможно ни добиться точной оценки ситуации, ни тем более дать содержательный прогноз тенденций развития института образования.
Основная часть:
Из диаграммы видно, что большинство преподавателей (40%) имеет стаж в КГТУ им. А.Н. Туполева 5-10 лет; по 15% - до одного года и 2-4 года; 5% от 5 до 10 лет; и оставшиеся 25% более 15 лет. Это говорит о достаточно низкой текучести кадров в КГТУ им. А.Н. Туполева и в то же время об удовлетворительном уровне приема новых молодых преподавателей.
Что касается соответствия ожиданий студентов от учебы при поступлении в КГТУ им. А.Н. Туполева реальной картине учебной деятельности в настоящее время, то 20% считают, что соответствие есть; 25% - скорее да, чем нет; 42% - скорее нет, чем да; и 13% считают, что не соответствует. Это говорит о том, что представление об учебной деятельности в КГТУ им. А.Н. Туполева искажено благодаря каким-либо факторам, и, возможно, неэффективно работает система профориентации и адаптации студентов КГТУ им. А.Н. Туполева.
55% респондентов считают, что их учеба полностью соответствует желаемой профессии и образованию; частично соответствует – 30%; не соответствует – 15%. Среди тех студентов КГТУ им. А.Н. Туполева, которые говорили о соответствии, осваивали учебу в течение одного месяца 67%; за два месяца – 25%; процесс затянулся на несколько месяцев у 8%. Среди тех, кто говорил о несоответствии, поступали в данный ВУЗ из-за высокой оплаты труд в будущем 10%; по причине хороших условий учебы 25%; из-за хорошего коллектива 17%; из-за удовлетворенности руководством 10%, по иным причинам 38%. Это говорит о неэффективности системы профотбора, профориентации и адаптации студентов в КГТУ им. А.Н. Туполева.
Среди тех, кто занимался профессиональной ориентацией и адаптацией первокурсников в КГТУ им. А.Н. Туполева, были названы куратор группы (5%); декан (15%); одногруппники (66%); специальный наставник (5%) остальные затруднились с ответом. Это говорит о совершенной непригодности системы профессиональной ориентации и адаптации первокурсников в КГТУ им. А.Н. Туполева.
60% студентов КГТУ им. А.Н. Туполева считают, что в их организации нет кураторов, профконсультантов и инструкторов по обучению; 31% студентов КГТУ им. А.Н. Туполева признает наличие хотя бы одного из перечисленных специалистов; остальные затруднились ответить. Это ярко показывает, во-первых, неосведомленность студентов КГТУ им. А.Н. Туполева о системе профессиональной ориентации и адаптации студентов, а во-вторых, о ее абсолютной неэффективности.
Среди методов профессиональной ориентации и адаптации, которые проходили студенты КГТУ им. А.Н. Туполева при приеме на работу, были названы следующие: