Введение
В современном, цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в - первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
В научно-методологическом исследовании личности учителя одной из первых возникает задача определения индикаторов, характеристик, которые фиксируют профессионально-педагогическую направленность личности педагога, проявляющуюся в его деятельности. Данная проблема является особо актуальной в отношение данной профессии, так как компоненты ,характеризующие направленность личности учителя, обеспечивают выполнение им его профессиональных функций и дают определенные преимущества.
Нередко педагоги и психологи сталкиваются с проблемой оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессионально-педагогическая деятельность воздействует на личность учителя, выявление типических педагогических деформаций. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один как друг и советчик молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то, устраняет причины недостатков у слабых учащихся.
Глава 2. Характеристика и изучение направленности личности учителя физической культуры
2.1. Типы направленности личности учителя физической культуры
Учитель физической культуры, как и любой другой предметник в частности, и педагог в целом, имеет профессионально-педагогическую направленность. Можно предположить, что в целом проявление направленности личности учителя физической культуры не будет кардинально отличаться от направленности личности педагога. Однако, возможно не концептуальное, принципиальное отличие, а содержательное [36, 147].
В процессе изучения и анализа научно-методической литературы мы выделили некоторые возможные объекты проявлений направленности, которые могут послужить основой для определения типологии направленности личности учителя физической культуры:
1) индивидуальный стиль деятельности учителя физической культуры;
2) педагогическая центрация учителя физической культуры;
3) содержание терминальных и инструментальных ценностей учителя физической культуры.
О возможности рассмотрения направленности личности учителя физической культуры с точки зрения индивидуального стиля деятельности говорят результаты исследования К.М. Левитана, которым была представлена модель взаимодействия личности учителя и личности учащегося. В данной модели отчетливо видно, что через индивидуальный стиль деятельности проявляется направленность личности учителя.
Список использованной литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.; 1968. с 262.
2. Божович Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. – М.; 1981. с 39.
3. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов/ под ред. Н.Н. Никитина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4. Гогунов Е. Н. Мартьянов Е.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.
5. Демидова И. Ф. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д, 2003.
6. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978.
7. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» - М., 1978.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2003.
9. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение. 1983.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике – М.: Март, 2005 стр. 203.
11. Крутецкий В.А. Психология - М., 1970.
12. Кузмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. – Л.: Издательство ЛГУ, 1967 стр. 138.
13. Левитан К.М. Личность педагога: Становление и развитие. – Саратов, 1995.
14. Левитан К.М. Педагогическая деонтология. – Екатеринбург.: Издательство «Деловая Книга». 1999.