Введение:
В современном, цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в - первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
В научно-методологическом исследовании личности учителя одной из первых возникает задача определения индикаторов, характеристик, которые фиксируют профессионально-педагогическую направленность личности педагога, проявляющуюся в его деятельности. Данная проблема является особо актуальной в отношение данной профессии, так как компоненты ,характеризующие направленность личности учителя, обеспечивают выполнение им его профессиональных функций и дают определенные преимущества.
Нередко педагоги и психологи сталкиваются с проблемой оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессионально-педагогическая деятельность воздействует на личность учителя, выявление типических педагогических деформаций. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один как друг и советчик молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то, устраняет причины недостатков у слабых учащихся.
Большинство разработанных психолого-педагогических концепций профессионально-педагогической направленности личности учителя выглядят излишне сложными; большинство из них сводиться к тому, что в личности учителя, как в микросхеме, все компоненты направленности личности представлены в нерасчленимой, неразложимой целостности. Субъективное и объективное спаяны, сплетены в духовной целостности человека, и невозможно определить, какая из сторон является ведущей.
Глава 2:
Из инструментальных ценностей на первое место третий испытуемый поставил честность, самоконтроль, эффективность в делах, смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, широту взглядов, образованность; на второе – терпимость, высокие запросы, независимость, ответственность, твердую волю, аккуратность; на третье - исполнительность, чуткость,, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам в себе и других, рационализм, воспитанность.
Индивидуальная закономерность в данных третьего заключается в том, что учитель видит в своей профессиональной деятельности возможность раскрыться с творческой стороны, ценит возможность организовывать досуг, и поэтому учитель стремится проявить свою широту взглядов, эрудицию, стремится к высокому результату.
Из терминальных ценностей четвертый испытуемый на первое место поставил здоровье, интересную работу, наличие хороших друзей, материально-обеспеченную жизнь, активную деятельную жизнь, уверенность в себе; на второе – любовь, творчество, саморазвитие, счастливую семейную жизнь, общественное признание, развлечения; на третье – красоту природы и искусства, жизненную мудрость, продуктивную жизнь, познание, свободу, счастье других.
Из инструментальных ценностей четвертый испытуемый на первое место поставил аккуратность, честность, образованность, ответственность, широту взглядов, воспитанность; на второе – рационализм, независимость, жизнерадостность, эффективность в делах, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других; не третье – терпимость, твердую волю, высокие запросы, смелость в отстаивании своих взглядов, чуткость, самоконтроль.
Индивидуальная закономерность в данных четвертого испытуемого заключается в том, что педагог ожидает от своей работы достаточного заработка, но это не затмевает оздоровительную направленность деятельности, возможность вести активный образ жизни, а также образовательную и воспитательную ценности.
Пятый испытуемый на первое место из терминальных ценностей определил – здоровье, уверенность в себе, интересную работу, счастливую семейную жизнь, материально-обеспеченную жизнь, продуктивную жизнь; на второе – свободу, активную деятельную жизнь, любовь, саморазвитие, наличие хороших и верных друзей, творчество; на третье – счастье других, познание, развлечения, красоту природы и искусства, общественное признание, жизненную мудрость.
Заключение:
В современной науке нет единого понятия личности. Однако большинство исследователей считают, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.
Никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системнообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность.
В общепедагогическом смысле направленность личности определяется как «совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Формируется путем воспитания».
В психологии направленность личности понимается как «ее интегральное и генерализированное свойство. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, выражающими ее мировоззрение.
В направленности личности обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.
Мы рассматривали один из видов профессиональной направленности – педагогическую направленность личности.