Введение
Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники ценят общение со взрослыми и сверстниками, которые, с их точки зрения, обладают лучшими духовно – эстетическими качествами. В этих условиях особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается подлинная красота человека. И главное сегодня в том, чтобы повысить качество эстетического воспитания в школе.
Школьное воспитание могущественно. От него многое зависит, им «решается участь человека» (В.Г.Белинский). Сегодня нет школы, общественной детской и юношеской организации, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.
В настоящее время трудно переоценить значение музыки в эстетическом воспитании младших школьников. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.
Глава II. Особенности использования музыки в эстетическом воспитании младших школьников
2.1 Эстетическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе является урок. Целенаправленное и систематическое музыкально-эстетическое воспитание осуществляется в школе именно на уроках музыки. Цель уроков музыки в музыкально-эстетическом воспитании и образовании в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры [36, 97].
Необходимость такого учебного предмета как «Музыка» объясняется тем социальным значением, которое придается музыкальному искусству в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Первоклассники с первых уроков проявляют заметный интерес к музыке. В мимике, жестах, движениях под музыку они открыто выражают свои переживания, чувство удовольствия. Эту искренность переживаний важно сохранить и в дальнейшем приобщении детей к музыкальному искусству [40, 187].
Под уроком музыки в начальной школе следует понимать завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкально – эстетическому воспитанию младших школьников в целостном учебном процессе. Из определения видно, что урок музыки явно имеет черты, характерные для понимания урока в общей педагогике. Таковыми общими чертами, сближающими урок музыки с уроками по другим предметам начального образования, являются:
• цель – воспитание гармонически развитой личности;
• психолого-педагогические, коммуникативные и социальные закономерности педагогического процесса;
• основные принципы дидактики;
• формы организации урока (общность состава учащихся, единая продолжительность уроков по времени, структурные элементы организации урока – сообщение нового, повторение, проверка усвоения пройденного материала);
• целостность урока (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);
• основные методы обучения [40, 182 – 183].
Список литературы.
1. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя, 1994. - 105с.
2. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. №2119 «Музыка и пение». – М.: Просвещение,1983. - 224с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов, - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. - 479с.
5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416с.
6. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности //Педагогика. – 1992. - №5,6. – С.24-26.
7. Виноградов Л. Система общего музыкального воспитания // Начальная школа: Газ. – 2004. - №35. – С. 20-25.
8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В.Дубровина и др. – М.: Академия, 2000. – 313с.
9. Вопросы воспитания: системный подход: / Сб. статей / Под общ. ред. Л.И.Новиковой. – М.: Прогресс, 1986. – 136с.
10. Вопросы методики музыкального воспитания детей. В помощь учителю общеобразовательной школы. – М.: «Музыка», 1975. – 128с.
11. Воронов В.А. Воспитание красотой: [Об эстетической воспитанности школьников] //Начальная школа. – 1992. - №5. – С. 52-54.
12. Воспитание младших школьников. /Под ред. Грекова В.А. – М.: Академия, 2000. - 218с.