Введение
В условиях централизованного управления народным хозяйством стра-тегическое управление отдельным предприятием не входило в компетенцию его управленческого аппарата. Все основные стратегические решения если и принимались, то принимались "наверху" – в кабинетах Госпланов, отраслевых министерств и ведомств. Предприятию была отведена роль исполнителя этих решений. Более того, даже тактические решения, принимаемые на уровне предприятия, в большой мере разрабатывались "с оглядкой" на вышестоящее руководство.
Рынок лишает руководителя предприятия, как частного, так и государст-венного "привилегии стратегической безответственности". Он должен само-стоятельно, руководствуясь законодательными и нормативными актами, регла-ментирующими правила ведения производственной деятельности, а так же складывающейся на том или ином рынке конъюнктурой, принимать основопо-лагающие, долговременные стратегические решения. При этом он несет пол-ную ответственность перед самим собой, трудовым коллективом, наконец, пе-ред Законом за все экономические, юридические, экологические и иные по-следствия принимаемых стратегических решений.
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борь-бе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ус-корение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и измене-ние позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, разви-тие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возраста-нию значения выработки стратегии развития организации.
Значительный вклад в разработку теоретических аспектов стратегии раз-вития предприятий внесли такие зарубежные ученые как Ансофф И., Боумен С., Портер М. , Минцберг Г., Томпосн А., Хамель Г., X. Виссема, Р. Грант Сре-ди отечественных исследователей, занимающихся данными вопросами необхо-димо отметить О.С. Виханского, А.И. Наумова, И.П. Герчикову, Э.Уткина и др.
Тем не менее, многие теоретические и методические вопросы разработки стратегии торговых предприятий остаются малоизученными, а ряд положений носит дискуссионный характер. Все это позволяет заключить, что вопросы раз-работки стратегии торговых предприятий еще не достаточно рассмотрены и требуют к себе повышенного внимания. Следовательно, в современных услови-ях изучение сущности и содержания стратегии, ее разработки приобретают особую актуальность.
Глава 2. Анализ текущего состояния хозяйственной деятельности ООО «Афина»
2.1. Характеристика предприятия и его основные показатели
Общество с ограниченной ответственностью «Афина» было создано 12 декабря 1993 года. Местонахождение общества: г. Екатеринбург, ул. Таганская, д. 55.
Учредительными документами общества являются учредительный дого-вор, подписанный его учредителями и утвержденный ими устав. Учредителями предприятия являются физические лица – граждане Российской Федерации – 3 человека.
Уставный капитал общества образовался за счет вкладов учредителей, участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов.
Основной целью Общества является обеспечение максимального объёма сбыта продукции, и получение достаточной прибыли путём максимального удовлетворения запросов потребителей.
Миссия предприятия заключается в сбыте и поддержании на постоянно высоком качественном уровне реализуемых продуктов питания.
Стратегия заключается в постепенном закреплении магазина на местном рынке розничной торговли продовольственными товарами путем максимально-го удовлетворения запросов потребителей.
Основной вид деятельности ООО «Афина» - розничная торговля продо-вольственными товарами. Основные задачи общества:
- удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству то-варов.
- организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с пред-ставлением различных услуг.
Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных действующим законодательством, в соответствии с целью своей деятельности.
Основными задачами магазина являются:
- удовлетворение спроса населения как по ассортименту, так и по качеству то-варов;
- организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предос-тавлением разнообразных услуг.
Общество с ограниченной ответственностью «Афина» является юридиче-ским лицом, права и обязанности юридического лица общество приняло с мо-мента его государственной регистрации. Общество имеет свидетельство о по-становке на учет в налоговом органе, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на место его нахождения, государственный регистрационный номер, фирменный знак (символику), рас-четный и иные счета в учреждениях банка.
ООО «Афина» имеет следующие юридические документы:
- устав;
- свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации;
- свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица, об-разованного в соответствии с законодательством РФ по месту нахождения на тер-ритории РФ;
- лицензию на розничную продажу алкогольной продукции (согласно перечню);
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридиче-ских лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;
- сертификат соответствия.
Магазин располагает следующими отделами: хлебный; бакалейно-кондитерский; отдел молочных продуктов; мясо-рыба; овощи-фрукты; вино-водочный; промтоварный.
Товарная специализация магазина дает определенные преимущества:
- обеспечивает концентрацию ассортимента отдельных групп товаров, создает условия для выбора необходимого товара;
- способствует повышению качества обслуживания бла¬годаря более высокой квалификации персонала (у всех продавцов средне-специальное торговое обра-зование);
- улучшает коммерческие связи торговли с поставщиками на основе более глу-бокого изучения рынка, усиления влияния торговли на производство и повы-шения качества товаров;
- способствует внедрению современных методов обслу¬живания, современной торговой технологии, обеспечи¬вающих эффективность реализации товаров.
Библиографический список
1. Научная, учебная литература
1. Абалонин С. SWOT – анализ деятельности предприятия // Маркетинг. – 1999. - № 9.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Питер Ком, 1999.
3. Ансофф И. Стратегическое управление / перевод с английского под ред. Л.И. Евенко. – М.: Экономика, 1989.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардика, 1998.
5. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. М. ЮНИТИ, 1997.
6. Бригхем Ю., Гаспенски Л. Финансовый менеджмент. В 2-х томах. СПб.: Экономическая школа, 1998.
7. Бугорская Ю. От стимулирования сбыта – к повышению лояльности по-требителей: программы поощрения // Маркетинговые коммуникации. – 2003. - № 3.
8. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА – М, 1999.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.
10. Глинн Дж., Маркова В., Перкинс Д. Стратегия бизнеса. – 2-е изд. Новоси-бирск: ИЭиОПП СО РАН, 2003.
11. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в органи-зации // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4.
12. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб.: Питер, 2001.
13. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. – М.: Изд-во «Финпресс», 2004.
14. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учеб-ное пособие, 2-е издание. М.: ИВЦ «МАРКЕТИНГ», 2002.
15. Засухин И.А. Торговый бизнес в ХХ1 веке // Екатеринбургский магазин. 2005. № 12.
16. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: Ме-тодология и практика. М.: Генезис, 2001.
17. Карх Д.А. Анализ и перспективы развития рознечной сети г. Екатерин-бурга. Материалы международной научно-практической конференции «Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства» // Челябинск. ЮурГУ. 14-15 апреля 2004.
18. Качалов И. Успех в рознице: три взгляда с трех сторон // Рекламные тех-нологии. – 2005. - № 6.
19. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная поли-тика. – М.: Прогресс, 2000.
20. Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое по-ведение: от разработки до реализации // Менеджмент в России и за рубе-жом. 2004. № 3.
21. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / перевод с английского под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 2003.
22. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – 9-е международное издание / пере-вод с английского – СПб.: Питер, 2001.
23. Красченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – М.: «Новое знание», 2003.
24. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 2000.
25. Лифиц И., Ковылина О. Методология оценки конкурентоспособных услуг // Маркетинг. – 2002. № 3.
26. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИН-ФРА – М, 2003.
27. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000.
28. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000.
29. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле: Учебное пособие. Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2003.
30. Ойнер О.К., Арбенина Т.И. стратегическое планирование и маркетинг. Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 1997.
31. Салун В. Стратегическое планирование – цель или средство // Маркетинг. – 2003. № 1.
32. Стратегическое планирование и управление. Под ред. Петрова А.Н. СРб.: Издательство СПБГУЭиФ, 2004.
33. Терещенко К. Рынок Урала – лидер региональной розницы // Товарный рынок. 22 марта 2004.
34. Томсон А. Стрикланд Д. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000.
35. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.
36. Холмс Ф. Реклама на местах продаж: тенденции, особенности, перспек-тивы // Реклама и жизнь. – 2004. - № 3.
37. Экономическая стратегия фирмы/Под ред. А.П. Градова. – СПб.: Специ-альная литература, 2002.
38. Аналитические данные ООО «Афина»
2. Интернет-ресурсы
1. Потребительский рынок Екатеринбурга // www. market-ekb.ru
2. Семионова Л.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие // www.Spbmarketing.ru