Неблагоприятные экологические, социально – экономические условия в стране привели к значительному увеличению детей с проблемами в развитии. Не случайно по всей стране продолжают открываться специальные классы и школы для разных групп детей, имеющих те или иные отклонения не только в интеллектуальном (умственная отсталость и ЗПР), сенсорном (нарушения слуха и зрения), речевом (тяжёлые нарушения речи) развитии, но и классы компенсирующего обучения (для детей дезадаптированных, не усваивающих программу массовой школы).
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.
По данным МО РФ (2004 г.), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезаптации. Из них около 35% составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более. По данным медицинской статистики, ухудшение состояния здоровья учащихся за 10 лет обучения (в 2004 г. здоровыми были признаны лишь 15% детей школьного возраста) становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.
эксперимент), был проведен контрольный эксперимент с применением тех же диагностических методик, которые были в констатирующем эксперименте.
Диагностика «Раскрась свои чувства». Цель данной диагностики заключалась в том, чтобы выявить чувства, которые испытывает ребенок и места их локализации в теле.
После ее проведения мы получили следующие результаты: количество цветов, выражающих отрицательные эмоции у детей в экспериментальной стало меньше, по сравнению с результатами констатирующего эксперимента, (15 цветовых элементов до и 24 после. Уменьшилось количество цветовых символов отрицательных эмоций с 22 до 16. В контрольной группе мы получили незначительное увеличение символов положительных эмоций с 16 до 18 и увеличении цветовых символов – отрицательных эмоций с 8 до 10.
Диагностика «Гномы» показала что, в экспериментальной группе произошли существенные изменения в положительную сторону, так существенно снизилось количество сердитых детей (с 40% до 10%) и увеличилось количество довольных детей (с 30% до 45%), в то время как в контрольной изменения носят незначительный характер (в пределах 5%), а количество грустных детей даже немного возросло.
Методика: «Цвето-рисуночный тест»: по результатам повторного тестирования, в экспериментальной группе увеличилось количество детей на 2 человека, у которых преобладают положительные эмоции, и снизилось на 2 человека количество детей с отрицательными эмоциями. В контрольной группе изменений нет.
Контрольный эксперимент показал нам, что эмоциональное состояние детей экспериментальной группы стабильно улучшилось. Положительных эмоций стало больше, чем отрицательных.
1. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся//Вопросы психологии. - 1994. - N3. - С. 62.
2. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - С. 9-10, С.407-408.
3. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: МГУ, 1984.
4. Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.
5. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Межд. Нар. пед. акад., 1995.
6. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. - М.: Педагогика,1983. - С. 23-41.
7. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Перевод с польск. /Общ.редакция О.В.Овчинниковой. - М.: Прогресс, 1979. -С. 392.
8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986.
9. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 1966. -С. 5-31.
10. Стрекалова Г.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №1, 1987 г.
11. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольника с ЗПР//Дефектология, №4, 1982 г.
12. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М., 1988.
13. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М., 1980.
14. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.
15. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., 1987.
16. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1993.
17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2т. Т.1: Пер. с нем /Под ред Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - С. 244-397.