Последнее является так называемым человеческим фактором в сфере обслуживания. Необходимо уделять особое внимание методам управления персоналом гостиниц и отелей, так как любые посетители, а в особенности иностранцы, достаточное внимание уделяют качеству сервиса, и, как правило, по нему строят свое представление о стране пребывания. Таким образом, чтобы у иностранных граждан при посещении нашей страны складывался положительный образ о ней, необходимо стараться предоставлять во всех гостиничных комплексах уровень обслуживания, не уступающий по своим качествам мировым стандартам.
Для этого сотрудники указанных объектов должны быть хорошо подготовлены и иметь соответствующую профессиональную подготовку, личные и деловые качества. Указанное достигается не только путем стажировок работников и проведением курсов повышения квалификации, но, прежде всего, зависит от правильного применения набора методов управления персоналом.
Однако большинство компаний в индустрии гостеприимства не уделяют должного внимания управлению персоналом, считая персонал вспомогательным компонентом. Это является ошибкой, поскольку люди в индустрии гостинично-ресторанного бизнеса являются, по меньшей мере, частью предприятия и все больше частью конечного продукта, за который организация получает деньги от клиента.
Исходя из этого, целью дипломной работы является изучение различных методов управления персоналом и их применения на конкретном предприятии ресторанно-гостиничнго комплекса. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику методов управления персоналом: организационно-административных, экономических и социально-психологических методов;
- проанализировать методы управления персоналом, применяемые в отеле «Советский»;
- разработать рекомендации по более эффективному применению методов управления персоналом в отеле «Советский» и предложить новые методы управления персоналом отеля.
Теоретической базой для выполнения дипломной работы послужили работы по управлению персоналом отечественных и зарубежных ученых, статьи в периодических изданиях и в сети Интернет, а также данные преддипломной практики.
Анализ литературы, посвященной проблемам управления персоналом, позволяет говорить о следующем. В настоящее время за рубежом ученые, занимающиеся проблемами управления, все больше внимания уделяют попыткам увязывания проблем планирования финансов и коммерческой деятельности с проблемами управления персоналом. Последнее включает в себя: подбор работников, их подготовку и переподготовку, отношения между ними и, наконец, их вознаграждение.
Следующий этап стратегического планирования – это проведение анализа, т.е выявление сильных и слабых сторон, возможностей Отеля и угроз, которые могут возникнуть в процессе деятельности Отеля.
Далее – выбор стратегии. В отеле «Советский» сформирована стратегия фокусирования, которая предполагает сосредоточение на одном из сегментов рынка (на определенной группе клиентов).
Следующая функция управления – организационная. Она заключается в том, что обеспечивает создание реальных условий для достижений запланированных целей. Посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого их количества и какие для этого потребуются средства.
Существует ряд принципов, которыми руководствуются сотрудники Отеля, в частности руководители структурных подразделений, в процессе выполнения организационной функции:
- определение и детализация целей Отеля, которые были выявлены в ходе планирования;
- определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;
- поручение различных задач конкретным лицам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, т.е. каждый член группы должен знать, что он должен сделать и в какие сроки, а также того, кто им руководит;
- единство цели – каждый член Отеля работает на общее благо, никто не должен работать против целей организации.
Все функции управления, используемые в отеле «Советский» невозможно было бы представить без функции контроля.
Процесс контроля на предприятии заключатся в том, что позволяет соизмерять - сопоставлять фактически достигнутые результаты с запланированными.
Контроль за всеми процессами в Отеле осуществляет генеральный директор и руководители подразделений. Именно они на основании данных о фактически достигнутых результатах планируют дальнейшую деятельность Отеля и осуществляют контроль, а так же разрабатывают мероприятия по улучшению эффективности деятельности предприятия.
Сущность организационной структуры в делегировании прав и обязанностей для разделения труда. Организационная структура Отеля является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее работника.
Цель действующей в Отеле организационной структуры:
- Разделение труда;
- Определение задач и обязанностей работников;
- Определение ролей и взаимоотношений
Главной задачей организационной структуры Отеля «Советский» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Для эффективной работы руководство Отеля распределило среди сотрудников все те задачи, которые необходимы для достижения цели предприятия.
Требования, которым отвечает действующая организационная структура:
- Способность отражать содержание деятельности предприятия, обеспечивать функциональную целесообразность звеньев управления;
Следующий этап стратегического планирования – это проведение анализа, т.е выявление сильных и слабых сторон, возможностей Отеля и угроз, которые могут возникнуть в процессе деятельности Отеля.
Далее – выбор стратегии. В отеле «Советский» сформирована стратегия фокусирования, которая предполагает сосредоточение на одном из сегментов рынка (на определенной группе клиентов).
Следующая функция управления – организационная. Она заключается в том, что обеспечивает создание реальных условий для достижений запланированных целей. Посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого их количества и какие для этого потребуются средства.
Существует ряд принципов, которыми руководствуются сотрудники Отеля, в частности руководители структурных подразделений, в процессе выполнения организационной функции:
- определение и детализация целей Отеля, которые были выявлены в ходе планирования;
- определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;
- поручение различных задач конкретным лицам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, т.е. каждый член группы должен знать, что он должен сделать и в какие сроки, а также того, кто им руководит;
- единство цели – каждый член Отеля работает на общее благо, никто не должен работать против целей организации.
Все функции управления, используемые в отеле «Советский» невозможно было бы представить без функции контроля.
Процесс контроля на предприятии заключатся в том, что позволяет соизмерять - сопоставлять фактически достигнутые результаты с запланированными.
Контроль за всеми процессами в Отеле осуществляет генеральный директор и руководители подразделений. Именно они на основании данных о фактически достигнутых результатах планируют дальнейшую деятельность Отеля и осуществляют контроль, а так же разрабатывают мероприятия по улучшению эффективности деятельности предприятия.
Сущность организационной структуры в делегировании прав и обязанностей для разделения труда. Организационная структура Отеля является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее работника.
Цель действующей в Отеле организационной структуры:
- Разделение труда;
- Определение задач и обязанностей работников;
- Определение ролей и взаимоотношений
Главной задачей организационной структуры Отеля «Советский» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Для эффективной работы руководство Отеля распределило среди сотрудников все те задачи, которые необходимы для достижения цели предприятия.
Требования, которым отвечает действующая организационная структура:
- Способность отражать содержание деятельности предприятия, обеспечивать функциональную целесообразность звеньев управления;
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407с.
2. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике — инструментарий руководителя, М., 1994
3. Беседина В. Н. Социально – экономическая специфика трудовой деятельности человека в сельском хозяйстве.
4. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА – М, 1997.-344с
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Высш. шк., 1998.-224с.
6. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2001.
7. Волгин Н., Валь Е. Мотивационная основа эффективности труда // Человек и труд – 2000 - №4 – с.75-79.
8. Генкен Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М.: 1999.-384с.
9. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.- мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. - М.: ИНФРА – М, 2000.-662 с.
10. Десслер Г. Управление персоналом: Учебн. Пособие. / Под ред. Шленова. – М.: БИНОМ, 1997. – 432 с.
11. Дизель П.М., Раньян У.М. Поведение человека в организации. М., 1993.
12. Егоршин А. П. Управление персоналом. - Н. Новгород, НИМБ, 1997. – 607 с.
13. Здравомыслов А.П, Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
14. Карташова Л.В., Никонова Т.В. и др. Поведение в организации: Учебник - М.: ИНФРА – М, 1999 - 220с.
15. Кочеткова А. И. Основы управления персоналом. – М.: ТЕИС, 1999. – 88 с.
16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.