Введение
В современной экономической ситуации, характеризующейся высокой не-определенностью и нестабильностью внешней среды, стремительным развити-ем технологий, растущей диверсификацией бизнеса и усложнением бизнес-проектов, на предприятии возникает необходимость в стратегическом планиро-вании. В условиях рынка система планирования должна строиться на основе внутрифирменного бюджетирования, т.е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, а лучшее денежное выражение.
Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы чет-ко представлять, где, когда и для кого предприятие будет производить и реали-зовывать продукцию, и понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования - это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах. Данный процесс позволяет сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты на предстоящий период в целом и по его отдельным частям. Именно поэтому бюджетирование выступает как технология составле-ния, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов и пре-вращается в основу основ всех технологий планирования предприятием.
Внутрифирменное бюджетирование позволяет упорядочить поток инфор-мации, осуществлять контроль за деятельностью отдельных подразделений, увязывать стратегические и оперативные уровни планирования деятельности предприятия. Сегодня бюджетирование - это основа стратегического планиро-вания, позволяющая руководителям реально оценивать финансовое состояние и перспективы развития своего бизнеса, эффективно управлять ресурсами на всех уровнях управления, анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью развитием предприятия.
Планирование до сих пор ос¬тается слабым местом управления бизнесом российских пред¬приятий промышленности, торговли, банковской сферы, стра¬хования. Многие компании часто ищут возможности повышения своей эффек-тивности за пределами организации, подчас забывая об основополагающих внутрифирменных резервах, которые заложены в области правильного финан-сового планирования и прогнозирования деятельности компании. В финансовой среде такой резерв заложен, прежде всего, в области краткосрочного и долго-срочного финансового планирования и прогнозирования деятельности фирмы.
3. Совершенствование внутрифирменного бюджетирования в ООО «Транснефтьсервис С»
3.1. Недостатки и проблемы постановки системы бюджетирования
Как показало исследование, системе внутрифирменного бюджетирования ООО «Транснефтьсервис присущи некоторые проблемы и недостатки.
Основной проблемой внутрифирменного бюджетирования является боль-шая трудоемкость работы. По этой причине планированием в ООО «Транс-нефтьсервис занимается целый плановый отдел в количестве 30 работников. Таким образом, затраты предприятия на планирование очень велики (в части заработной платы работников планового отдела и налогов с фонда оплаты тру-да).
Второй важной проблемой является сложность планирования по причине сильного разброса продаж по месяцам календарного года. Несмотря на выра-женную сезонность, каждый год продажи по месяцам года распределяются по-разному, это видно из рисунков 2.2, 2.3 и 2.4.
Кроме отмеченных проблем, системе внутрифирменного бюджетирования ООО «Транснефтьсервис присущи некоторые недостатки.
Так, продажи электроэнергии планируются по месяцам с учетом сезонно-сти продаж в прошлом году. При этом не учитывается, что продажа электро-энергии с уровнем напряжения CH-II не имеет ярко выраженной сезонности, по-скольку такая электроэнергия поставляется крупным промышленным предприяти-ям для обеспечения процесса производства.
Для того, чтобы выявить недостатки внутрифирменного бюджетирования, необходимо проанализировать, как изменится финансовое состояние предприятия в случае реализации запланированных мероприятий. С этой целью рассчитаем и сравним показатели платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности фактически в 2006 году и по плану в 2007 году. Источниками информации для анализа являются Бухгалтерский баланс (при-ложение 1) и Отчет о прибылях и убытках (приложение 2) за 2006 год.
Список использованной литературы
1. Батанова К. Анализируйте свой баланс // Расчет. – 2006. - № 1. – С. 15-18
2. Бизнес-планирование, Учебник, для, ВУЗов. // Под ред. Черняк В.З. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 470 с.
3. Бикбаева В. Ошибок бюджетирования можно избежать // Консультант. – 2006. - № 11. – С. 15-18
4. Блохин К.М. Составление бюджета движения денежных средств прямым методом // Аудиторские ведомости. – 2006. - № 2. – С. 15-18
5. Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. - СПб.: "Издательство "Питер"", 2000. - 160 с.
6. Бочкова Л.С. Баланс: доскональный анализ важнейших показателей // Главбух. – 2006. - № 1. – С. 22-24
7. Бурмистров Г. Планирование деятельности. Основы бюджетного управления АКГ «Развитие бизнес-систем» // Двойная запись. – 2005. - № 11. – С. 22-26
8. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2005. - 296 с.
9. Вихров А., Филимонова А. «Бюджетные» проблемы крупного бизнеса // Консультант. – 2005. - № 13. – С. 22-24
10. Войко А. Постановка системы бюджетирования на предприятии // Финансовая газета. – 2006. - № 2. – С. 34-36
11. Воробъев А. Критерии выбора системы бюджетирования // Финансовая газета. – 2006. - № 32. – С. 8
12. Гаврилова О. Типичные ошибки процесса бюджетирования // Консультант. – 2005. - № 3. – С. 41-43
13. Герасименко Н. «BPlan» - система для автоматизации бюджетирования // Финансовая газета. – 2005. - № 39. – С. 6
14. Гольдштейн Г.Я. Cтратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. - 179c.
15. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. -250 c.
16. Горбачева Л. Постановка системы бюджетирования // Финансовая газета. – 2002. - № 10. – С. 7
17. Давыденко А. От смет к финансовым отчетам. Бюджетирование в «Ростелекоме» // Двойная запись. – 2005. - № 11. – С. 25-28
18. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Практикум. — М.: Из¬дательство «Дело и Сервис», 2004. — 144 с.