Введение
Нравственно-экологическое воспитание как специфический способ постижения мира, в настоящее время приобретает всё большую значимость в освоении и преобразовании окружающей действительности. В обществе в целом и в образовании в частности наблюдается стремительное снижение нравственного и культурного уровня граждан. Противостоять этой негативной тенденции в какой-то мере может помочь нравственно-экологическое воспитание населения, по большей части подрастающего поколения: школьников и студентов.
Экологическое воспитание неотделимо от воспитания нравственного. Если результаты последнего успешны, любовь к природе развивается легко и естественно. И наоборот, бездуховность людей нашего века создает серьезные препятствия для распространения экологической культуры. Хотя знание экологии и биологии, безусловно, способствует экологическому воспитанию, необходимо затрагивать нравственные и экологические проблемы на других уроках, в частности на уроках иностранного языка. Сосредотачиваться на развитии только лишь "энвайроментального приоритета" далеко не всегда оправдано. И натуралист может стать браконьером, если он не получил должного нравственного воспитания. Важно также заметить, что расчленять воспитание полноценной и всесторонне-развитой личности на воспитание социальное, физическое, эстетическое, экологическое, трудовое и т.д. не совсем корректно. Экологическая этика - лишь часть (необходимая, но не достаточная) нравственности вообще. Необходимо рассматривать человека как единое целое, которое нельзя совершенствовать "по частям".
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Этим и обусловлена актуальность данной дипломной работы. Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества.
Глава 2. Взаимосвязь нравственного и экологического воспитания старших школьников на уроках иностранного языка.
2.1. Личностно - ориентированный подход в обучении иностранному языку в свете нравственно-экологического воспитания школьников.
Как отмечает Н. Д. Гальскова1, реальный учебный процесс необходимо рассматривать как «особым образом организованное общение или особую разновидность общения», важной функцией которого выступает установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом. При этом учебный процесс есть процесс взаимодействия, то есть процесс совместной согласованной деятельности его субъектов. Результатом такого взаимодействия является освоение учащимися речевого опыта в новом для них языке и приобщение с его помощью к новой культуре и национальным традициям в их сопоставлении со своим национальным и речевым опытом в родном языке.
Это дает основание при определении закономерностей обучения иностранному языку ориентироваться как на общую образовательную концепцию, в центре которой находится личность ученика, а в условиях обучения иностранному языку – вторичная языковая личность, так и на общие закономерности усвоения ею иностранного языка в условиях взаимодействия с субъектами учебного процесса.
Специфика образовательной сферы не только определяется социально-экономическим и политическим контекстом, в котором данная сфера функционирует, но и зависима от философской концепции, принятой в обществе. Господствующая в обществе парадигма отношений «государство – личность» определяет отношение к личности в образовательной сфере в целом.
Шадриков В.Д.2 пишет, что долгое время личность в нашем обществе, а следовательно в образовании, выполняла роль средства достижения «высших целей» и рассматривалась как то, «…что нужно активизировать», направить на выполнение планов и программ.
Литература
1. Архангельский Н.В.“Нравственное воспитание”, Москва, 1979 г. (534)
2. Бабанский Ю. К. “Педагогика”, Москва., 1988 г. (626)
3. Батурина Г. «Нравственное воспитание школьников на народных традициях». М.: Народное образование, 2004., с. 112.
4. Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 г. (412)
5. Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 г. (216)
6. Васильева З. Н. “Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности”, Москва. 1978г. (389)
7. Верещагин Е.М; Костомаров В.Г. Язык и культура. – М.: Русский язык, 1990.- 248 с.
8. Воробьёва И.Е. Содержание и структура понятия лингвострановедческая компетенция учителя иностранного языка» www.pomorsu.ru
9. Дробницкий О. Г. “Проблемы нравственности”, Москва, 1977 г. (376)
10. Жумабаев М. “Педагогика”, А –а, 1993 г.
11. Литвинова Л. С., Жиренко О. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2005, с. 208
12. Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 1979 г. (277)
13. Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А –а, 1994 г. (187)
14. Кантарбаев С. Е. “Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания” (автореферат), А-а, 1996 г.
15. Котенова Р. Н. “Педагогические взгляды М. Жумабаева”, А –а, 1995 г. (169)
16. Марьенко “Основы процесса нравственного воспитания в школе”, Москва, 1980 г. (321)
17. Марьенко И. С. “Нравственное становление личности школьника”, Москва, 1985 г. (364)
18. Молодова Л. П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. М.: Издательство: Асар, 2002.