Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать "центром", вокруг которого вращается жизнь организации.
Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.
Стоит отметить, что процесс разработки и принятие управленческих решений может существенно различаться в зависимости от специфики области деятельности, в которой принимается управленческое решение.
Актуальность выбранной темы предопределяет на сегодняшний день особый интерес многих экономистов и иных исследователей к отрасли торговли. Этот интерес объясняется тем, что сегодня торговля – наиболее развитая отрасль хозяйственной деятельности в России, наиболее динамично развивающаяся. Успешное развитие предприятий торговли во многом зависит от эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений на них.
Т.е. целью данной работы является изучение особенностей разработки и принятия управленческого решения на предприятиях торговли.
Объектом исследования выступают управленческие решения.
относительно самостоятельны в ряде вопросов хозяйственной деятельности. Подразделения предприятия располагаются на различно удаленных друг от друга территориях.
Все операции по купле-продаже товаров, оплате и взаиморасчетам в системе осуществляются подразделениями, входящими в предприятие, от имени предприятия. Взаимоотношения между подразделениями предприятия оформляются соответствующими договорными отношениями и учредительными документами.
Рассмотрим особенности управления и принятия управленческих решений в следующих сферах хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия:
- реализация товаров;
- номенклатура, свойства товаров;
- справочник контрагентов;
- складское хозяйство;
- система ценообразования;
- система скидок;
- управление закупками;
- бухгалтерский учет;
Реализация товаров. Оптовая реализация товаров производится от предприятия со складов, находящего в ведении одного из подразделений. Перемещение товаров между подразделениями предприятия оформляется операциями с возможностью автоматического формирования пакета документов по выбытию и оприходованию товаров.
Учет потребности клиентов в том или ином товаре, исходя из полного содержимого картотеки товаров вне зависимости от фактического наличия конкретных товарных позиций на складах предприятия, отражается в заявках клиента. На основе сформированного пакета заявок оформляются договорные отношения или единовременные продажи. При согласовании условий реализации и стоимости продукции менеджер в оперативном режиме просматривает историю продаж по данному клиенту для определения индивидуальных скидок и льгот. Счета на предоплату детализируются спецификацией оплаты, которая определяет сроки внешних платежей и позволяет осуществлять планирование оплаты за реализуемый товар .
При регистрации условий торговой сделки предусмотрено обеспечение гарантии наличия необходимого товара на складе с помощью системы резервирования. Резервирование товаров производится одновременно на нескольких складах предприятия в соответствии с установленным для каждого склада приоритетом резервирования. Резерв устанавливается в размере, не превышающем свободного остатка на складе. Срок резервирования, как правило, устанавливается индивидуально. Поскольку товар может быть зарезервирован на нескольких складах одного предприятия, необходимо обеспечивать механизм перемещения товаров с других складов предприятия на торговый склад. Для регистрации завершения этапа поставки товаров клиенту в расходной накладной вводится специальная отметка (статус) "отгружено".
В случае реализации дефицитных товаров, пользующихся повышенным спросом у клиентов, существует возможность устанавливать процент распределения/квотирования товаров по группам менеджеров, занимающихся реализацией этих товаров, и изменять величину квот согласно заданным правилам. Также предусмотрены процедуры для перераспределения остатков дефицитного товара между различными группами менеджеров.
инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2001.
21. Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов С.Е. Менеджмент. - М.: 2004.
22. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.:, 2000.
23. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. - М.: 1995.
24. Лицом к покупателю. // Вы и Ваш магазин, №4, 2002.
25. Макхэм К. Управленческий консалтинг. - М.: Дело и сервис, 1999.
26. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002.
27. Основы менеджмента и маркетинга / Под ред. Седегова Р.С., - Мн.: «Вышэйшая школа», 2003.
28. Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
29. Паркинсон, Нортког С., Рустомжи М.К. Искусство управления. – СПб.: Лениздат, 1992.
30. Процесс принятия управленческих решений в торговом менеджменте // Бухгалтерский учет в торговле, № 4, 2000.
31. Стратегический менеджмент // Бухгалтерский учет в торговле, № 3, 2000.
32. Стюарт Г. Успешный менеджмент торговли. - Минск: 2000.
33. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений: курс лекций. – М.: 2004.
34. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2004.
35. Хисрик Р., Джексон Р. Торговля и менеджер продаж. - М.: “ Филинъ”, 1999.
36. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: Дело, 2002.
37. Щур Д.Л. Договоры в торговле – М: Издательство Приор, 1997.
38. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торовля. –М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
39. Эванс дж. Р., Берман Б. Маркетинг.-М.: Экономика, 1990.
40. Экономическая стратегия фирмы. / Под ред. Градова А. П. - Спб., 2003.
41. Юккель Х., Хеллер О. и др. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. – М.: Наука, 2000.