Введение
Тема дипломной работы называется «Необъяснимые социальные явления».
Актуальность выбранной и заданной темы – очевидна.
В ходе своей жизни и деятельности человек постоянно сталкивается и следует целому ряду специфических явлений и феноменов, которые зачастую не поддаются научно-рациональному объяснению.
В связи с этим формируется необходимость изучения такого рода феноменов. Нам представляется, что необъяснимые социальные явления могут быть интерпретированы как проявление глубинных пластов бессознательной части человеческой психики, а точнее коллективного бессознательного.
Поэтому считаем, что изучение необъяснимых социальных явлений не просто актуально в плане теоретического моделирования сознательной и бессознательной мотивации и поведения человека, но и отображает практическую значимость работы.
Практическая значимость исследования будет состоять в том, что на основе построения теоретической модели необъяснимых социальных явлений, можно будет дать конкретную оценку тому, какое именно место они занимают в сложной иерархии психической и социальной жизни человека.
Оригинальность тематики обуславливается несколькими моментами. Во-первых, тема находится на стыке двух дисциплин: социологии и психологии. Поэтому, считаем уместным говорить и о так называемой социальной психологии.
В то же время важны сведения и из ряда иных наук, в частности истории культуры и этнографии. В связи с этим уместно рассматривать вышеуказанные явления именно как социально-психологический феномен, а не только либо социальный, либо психологический.
Научно-практическое новаторство заключается в весьма специфической классификации необъяснимых социальных явлений. Иными словами мы центрируем наше внимание на то, что в данном контексте мы будем понимать под необъяснимыми социальными явлениями.
Глава 3. Практическое рассмотрение необъяснимых социальных явлений в контексте социологии, психологии и истории
3.1. Ритуалы, связанные с пространством построек ранних земледельцев (саентологическая реконструкция)
Исследования физиологов, психологов и этологов с несомненностью до¬казали, что деятельность живых существ носит упорядоченный характер. Очевидно, это одно из основных условий самого их существования. Всем хо¬рошо известно, что нарушение привычного порядка действий, даже если оно обусловлено осознанной необходимостью, влечет ощущение, по меньшей мере, дискомфорта, а то и стресса.
При этом в характере и последовательно¬сти действий есть как необходимые для достижения определенной цели, так и по сути не имеющие к ней прямого отношения, но тем не менее восприни¬маемые как желательные для этого.
В отличие от существ, в основе жизни которых лежит инстинкт, люди осмысляют окружающий мир и в той или иной форме определяют свое место в нем. Отношения с этим миром, их организация - важнейшее условие суще¬ствования. Когда мир воспринимается образно-мифологически, рациональ¬ные и, с нашей точки зрения, иррациональные действия переплетаются тес¬нейшим образом, становясь подчас нерасторжимыми.
Сложнейшие связи между членами коллектива и окружающей реальностью оформляются как ритуал. Он — мощное средство контроля над передаваемой информацией. «Всякий ритуал был призван обеспечить максимально устойчивые связи между организацией жизни коллектива и космическим порядком».
Археологи лишены возможности наблюдать живые обряды, как это делают этнографы. Однако в обрядовых действиях есть вещественная сторона, то, что воплощается в материальных созданиях людей. Объект исследований архео¬логов — культурный слой — скрывает более или менее сохранные остатки по¬строек, погребения, различные вещи, следы использовавшихся в хозяйстве растений и животных, короче говоря, следы разных сфер жизнедеятельности людей, а значит, и ритуалов, связанных с организацией последней.
Список использованной литературы
1. Монографии
1.1. Алексеев В.Л. Становление человека. – М.: Политиздат, 1984. – С. 456.
1.2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 1997.
1.3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
1.4. Антонова Е. В. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. – М.: Наука, 1977. – 344 с.
1.5. Антонова Е. В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. – М.: Знание, 1990. – 401 с.
1.6. Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии. – М.: Знание, 1984. – 445 с.
1.7. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л.: Лениздат, 1983. – 390 с.
1.8. Байбурин А. Ритуал в традиционной культуре. – СПб.: Нева, 1993. – 295 с.
1.9. Беккер Г. Современная теория священного и светского и ее развитие – М.: Наука, 1961. – 441 с.
1.10. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2000. – 432 с.
1.11. Волкова А. Н. Феноменология мистического опыта. – СПб.: Питер, 2002. – 354 с.
1.12. Геннеп ван Л. Обряды перехода. – М.: Мир книги, 1999. – 473 с.
1.13. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений/Ин-т "Открытое о-во". – М.: Наука, 1994. – 304 с.
1.14. Жирар Р. Насилие и священное. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
1.15. Зинченко В. П. Психология доверия. – Самара: Самарское книжное издательство, 2001. – 487 с.
1.16. Иванов В. П. Деятельность. Познание. Искусство. – Киев: Высшая школа, 1974. – С. 541.