ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального вос-питания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно по-нимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере. Творческое начало до-школьников, чрезвычайная изобретательность в передаче интонаций, природ-ная активность, вера в свои творческие возможности являются ценным источ-ником их творческого развития. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех ви-дах деятельности. Б.Ф.Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспи-тательную ценность детского творчества.
Доказательством значимости формирования творческих навыков у детей являются работы Б.Л. Яворского. Согласно мнению Н.А.Ветлугиной, творчест-во является важным условием и средством развития способностей образного видения мира.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических про-блем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.
В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л.Футлик.
Одним из наиболее популярных подходов к формированию творческой личности является технология решения изобретательских задач, основополож-ником которой является Г.С. Альтшуллер.
Сегодня практика использования ТРИЗ представлена в исследованиях и разработках С.Ефремова, М.Гафитулина С.Иванова В.Тимоховой, Л.Марьяновской, А.Кислова, А.Нестеренко, А.Страунинг, Т. Сидорчук, Н.Хоменко и других.
Однако, анализ работ вышеперечисленных авторов показал, что сущест-вующий опыт в основном разрабатывался для применения на занятиях по раз-витию речи, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности.
В процессе сбора и анализа литератур нам не удалось наитии ни одной статьи по проблеме использования методов ТРИЗ и РТВ на занятиях по музы-кальному развитию.
Поэтому мы считаем актуальной тему нашего исследования: «Формиро-вание музыкальных способностей младших дошкольников на основе техноло-гии ТРИЗ».
Цель исследования - изучить возможности технологии ТРИЗ в формиро-вании музыкальных способностей младших дошкольников.
Задачи исследования:
1) Проанализировать познавательные основы развития музыкальных спо-собностей младших дошкольников;
2) Выявить педагогические условия развития музыкальных способностей младших дошкольников на основе технологии ТРИЗ;
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫ-КАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
2.1. Организация и методика исследования
Цель исследования - изучить возможности технологии ТРИЗ в формиро-вании музыкальных способностей младших дошкольников.
Объект исследования - музыкальные способности младших дошкольни-ков.
Предмет исследования - формирование музыкальных способностей до-школьников на основе технологии ТРИЗ.
Гипотеза исследования: Использование технологии ТРИЗ на музыкаль-ных занятиях позволяет повысить эффективность процесса формирования и развития музыкальных способностей младших дошкольников.
Этапы исследования: исследование приводилось в четыре этапа.
На первом этап была подобрана выборка исследования и методики диаг-ностики музыкальных способностей.
Целью второго этапа исследования было проведение констатирующей ди-агностики музыкальных способностей младших дошкольников. На основе ре-зультатов исследования выборка была разделена на контрольную и эксперимен-тальную группу.
Целью третьего этапа - разработка и проведение музыкальных занятий и игр по формированию творческих способностей младших дошкольников с по-мощью технологии ТРИЗ. Разработанные занятия и игры проводились только с детьми экспериментальной группы. Развитие детей контрольной группы прово-дились на музыкальных занятиях без использования элементов технологии ТРИЗ.
На четвертом этапе исследования была проведена вторичная (контроль-ная) диагностика творческих способностей дошкольников по тем же самым ме-тодикам, проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и кон-трольного эксперимента, сделаны выводы об эффективности формирующего эксперимента.
Методика исследования:
Официально приняты следующие диагностики: О.П.Радыновой, К.В.Тарасовой, А.И. Бурениной, А.Н.Зиминой. На основе этих диагностик я разработала критерии и пользуюсь ими.
Диагностика музыкальных способностей младших дошкольников (по К.В.Тарасовой [58])
Развитие ладового чувства.
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Д. Кабалевский «Клоуны».
2 балла - слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения
1 балла - незначительно выражает эмоции, отвлекается
0 баллов - равнодушен к звучащей музыке
2. Наличие любимых произведений.
1 балл - есть любимые произведения
0 баллов - нет любимых произведений
3. Узнавание знакомой песенки.
2 балла - узнал по мелодии
1 балл - узнал со словами
0 баллов - не узнал
5-4 балла - высокий уровень
3-2 балла - средний уровень
1-0 баллов - низкий уровень
Музыкально-слуховые представления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абсалямова А.Г. Детское творчество и народная сказка. - М.: Русский Раритет, 1998. - 96 с.
2. Абсалямова А.Г. Мультикультурное образование. - Уфа, 1997.
3. Альтшулер С.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.
4. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986.
5. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб пособие для суд. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
6. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М., 1989.
7. Басова Т. ТРИЗ в детском саду. // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 6.
8. Бекина С.И. Музыка и движение- М.:Просвещение, 1984.
9. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей. // Психологический журнал. - 1995. - № 5.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.
11. Бояркина В.И. Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2001. - C. 22-24.
12. Вагнер Р. Избранные работы. - M., 1978. - С. 365.
13. Вальтер Б. О музыке и музицировании // Исполнительское искусство 3аРУбежных стран. - М., 1962. - Вып. 1.
14. Ван В.А. Базисный терминологический минимум по педагогике. - Уфа: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - 24 с.
15. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981.
16. Ветлугина Н.А., Дзержинская И Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. - М., 1984.
17. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1983.
18. Вопросы музыкальной педагогики Сб. статей вып.2/ ред. - сост. В.И.Руденко - М.: 1980;
19. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: СОЮЗ, 1997.
20. Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получение новизны. - Минск, 1994.
21. Гин С.И.Занятия по ТРИЗ в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Изд. 2 Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2000. - 112 с.
22. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М.:1993;
23. Грединарова Е. М. Психологические средства формирования творческого мышления. - Запорожье, 1997.
24. Давыдова М. Игровые приемы на музыкальных занятиях.// Дошкольное воспитание. - 1998. - №6.
25. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.
26. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / под. Ред. В.И.Логиновой - М.: Просвещение, 1983;
27. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986.
28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986.
29. Зимина А.Н.Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М.: Владос, 2000. - 304 с.
30. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей. //Дошкольное воспитание. - 1987. - № 10.
31. Ильин Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. - 1983. - № 5. - С. 95 - 99.
32. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
33. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985.
34. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М.:1977;
35. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1986.
36. Кононов Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.- М., 1982.
37. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7 лет. - М., 1983.
38. Крылов Е. Школа творческой личности. //Дошкольное воспитание. -1992. -№ 7-10; 1993.-№3; 1994.-№ 5, № 10.
39. Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь. // Дошкольное воспитание. - 1993. -№ 4.
40. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1995.
41. Матюгин И.Ю., Обухов Я.П. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. Т.1. - М.: Вступление, 1995.
42. Метлов Н.А. Музыка - детям - М.: Просвещение, 1985.
43. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для уча¬щихся пед. уч-щ / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1989.
44. Морева Н. Вопросы музыкального воспитания в психолого-педагогической теории// Дошкольное воспитание, 1998 № 2. - с. 114 - 116.
45. Музыкальный энциклопедический словарь. / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.,1991.
46. Петрова В. Музыкальные упражнения. // Дошк. воспитание. - 1991.-№ 2.-С.110-117.