Введение
В период становления рыночных отношений экономическая и социальная нестабильность резко обострила вопросы соблюдения конституционных прав граждан на безопасные условия труда, а также вопросы социальной защиты в случаях получения травм и профессиональных заболеваний.
В организациях города Сургута ежегодно травмируется более 1000 человек, из них около 5 - со смертельным исходом. При этом самый высокий уровень производственного травматизма отмечается в организациях негосударственной формы собственности.
Среди основных отраслей экономики (промышленности, строительства, связи, транспорта) наиболее неблагополучное положение по травматизму сложилось в промышленности, где его уровень в 2 раза выше средних показателей. Кроме того, условия труда работников большинства предприятий не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям.
Остается высоким уровень производственного травматизма на транспорте и в здравоохранении.
В 2002 году в городе Сургуте при снижении абсолютной величины пострадавших на производстве произошел рост числа несчастных случаев со смертельным исходом с 4 человек в 2001 году до 5 в 2002 году (+20 %). Анализ показывает, что 60 % несчастных случаев со смертельным исходом на производстве произошло по организационным причинам.
В Сургуте также отмечается высокий уровень профессиональных заболеваний. В структуре профессиональных заболеваний основное место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, органов слуха, верхних дыхательных путей. Наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости отмечается в строительстве и промышленности.
Сложившееся положение по условиям и охране труда обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами контроля за состоянием условий труда.
Практически во всех отраслях экономики одной из основных причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний являются недостаточное внимание работодателей к реконструкции и модернизации производства, срыв сроков проведения планово-предупредительных ремонтов, технических осмотров и замены устаревшего оборудования, отсутствие надежных систем предупреждения и ликвидации аварий. Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых затрат, решение многих проблем по условиям и охране труда сдерживается несовершенством законодательной и нормативной базы в этой сфере, незавершенностью формирования системы управления охраной труда. Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать более эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Проведенный выше анализ состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях города Сургута явился основой при выборе темы дипломной работы: «Организация охраны труда в Управлении переработки газа ОАО «Сургутнефтегаз».
2. 3 Служба охраны труда на предприятии
В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации №14 от 8 февраля 2000 года, управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.
Служба охраны труда УПГ ОАО «Сургутнефтегаз» подчиняется главному инженеру организации.
Служба организована в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с начальником.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Управления, комиссией по охране труда, профсоюзом, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.
Основными задачами Службы охраны труда УПГ ОАО «Сургутнефтегаз» являются:
1. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
3. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
4. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.
5. Изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Функции службы охраны труда
Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:
1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
3. Организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением.
4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных лиц по охране труда профсоюза проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда в Управлении, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно - методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.
9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
10. Организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.), в соответствии с установленными сроками.
11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.
12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.
13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Литература
1. Геникин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: ЭКМОС, 1998. – 274 с.
2. Денисенко Г.Ф. Охрана труда. – М.: Высш. школа, 1985. – 231 с.
3. Долин П. А. Справочник по технике безопасности. - М.: Энергоатомиздат, 1984. – 463 с.
4. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики.- М.: МГУ, 1979.-234 с.
5. Капцов В.А., Алферова Т.С. Гигиена труда в промышленности /Здоровье, № 5, 1985. с. 15 – 18.
6. Крапивин О. М., Власов В. И. Охрана труда. - М.: НОРМА, 2003. – 336 с.
7. Крапивин О. М., Власов В. И. Охрана труда. Комментарии к новому Трудовому кодексу РФ. – М.: Изд-во НОРМА, 2003. – 336 с.
8. Методические рекомендации по разработке мероприятий, обеспечивающих травмобезопасность рабочих мест. - М.: Изд-во стандартов, 1999. - 80 с.
9. Методический материал по совершенствованию работы на предприятиях и организациях в области охраны труда. - М.: Изд-во стандартов, 1994.-34 с.
10. Назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. - М.: Изд-во стандартов, 1996. - 82 с.
11. ПОТ РМ-016-2001. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. РД 153-34.0-03.150-00 - М.: Изд-во стандартов, 2002. – 134 с.
12. ПОТ РО 14000-002-98 Положение. Обеспечение безопасности производственного оборудования. - М.: Изд-во стандартов, 1999. – 37 с.
13. РД-153-34.0-03.301-00. Правила пожарной безопасности. - М.: Энергоатомиздат, 2000. – 120 с.
14. Розанов В.С., Рязанов А.В. Обеспечение оптимальных параметров среды в рабочей зоне. - М.: МИРЭА, 1989. – 322 с.
15. Самгин Э.Б. Освещение рабочих мест. - М.: МИРЭА, 1989. – 251 с.
16. СанПиН 2.2.4./2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. - М.: Изд-во стандартов, 1997. – 34 с.
17. СанПиН 2.2.4./2.1.8.566-96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий. - М.: Изд-во стандартов, 1997. – 54 с.
18. СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. - М.: Изд-во стандартов, 1997. – 55 с.
19. СНиП 2.08.02-89 (2001) Общественные здания и сооружения. - М.: Изд-во стандартов, 2002. – 45 с.
20. СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий. - М.: Изд-во стандартов, 1986. – 16 с.
21. Соловьев А. П. Государственное управление охраной труда в Российской Федерации. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2001.- 219 с.
22. Файнбург Г. 3., Паршин В.В. Организация управления охраной труда в субъекте Российской Федерации. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2001.- 89 с.
23. Файнбург Г.3. Организация управления охраной труда на корпоративном уровне. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2001.- 142 с.
24. Файнбург Г.3. Системы управления охраной труда. Практический комментарий к Руководству МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2001.- 112 с.
25. Фильев В.И. Охрана труда на предприятиях РФ. - М.: Мир, 1997. – 273 с.