Введение.
Тема моей курсовой работы – «Методика преподавания английского языка в начальных классах средней школы». Актуальность исследований в данной области состоит в том, чтобы помочь ребенку как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить ему любовь к английскому языку. Уже давно доказано, что чем позже ребенок начинает изучать английский язык, тем сложнее проходит процесс обучения, хотя, на мой взгляд, необходимо рассматривать этот аргумент в ракурсе индивидуальных способностей каждого ребенка. [2, c. 55]
Какую пользу может принести изучение английского языка в начальных классах средней школы? Первое, что можно сделать, обучая английскому языку, - сформировать у младших школьников умение общаться (коммуникативные умения), необходимые для человека как члена общества, члена коллектива. Умение общаться предполагает умение слушать собеседника, вступать в разговор, поддерживать его, и т.д. [8, c. 273]
Во – вторых, изучение английского языка вносит определенный вклад в формирование у школьников общих учебных навыков и умений, в частности, таких, как умение работать с книгой, справочной литературой и др.
И третье: активное использование информационных технологий будет способствовать приобщению учащихся к работе с техникой.
Цель данной работы: изучение особенностей преподавания английского языка в младших классах средней школы и применение на практике одной из методик его преподавания во 2 классе средней школы.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить особенности преподавания английского языка учащимся младших классов;
- изучить роль познавательных и развлекательных игр на начальном этапе обучения английскому языку;
- раскрыть основные методы обучения английскому языку младших школьников;
- экспериментально проверить эффективность методики преподавания английского языка в период работы с детьми во втором «Б» классе средней общеобразовательной школы № 39 Приволжского района г. Казани.
Поставленные задачи решались с использованием методов: анализ учебников и книг, действующего УМК с целью изучения предлагаемых в них упражнений, экспериментальный метод, беседы с учащимися, изучение опыта учителей г. Казани.
Предметом исследования является проблема обучения английскому языку в младших классах средней школы.
Гипотеза исследования: наилучшим методом для обучения младших школьников английскому языку является игра.
Работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части автор определяет возможности детей младшего школьного возраста в области изучения английского языка, раскрывает основные особенности и характеризует методики обучения английскому языку младших школьников.
В практической части данной работы приводится пример урока английского языка, проведенного во втором «Б» классе средней школы № 39 Приволжского района г. Казани, анализируются его результаты, а также даются методические рекомендации по организации уроков в младших классах средней школы.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать дальнейшему введению обучения английскому языку в младших классах средней школы, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей английскому языку.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что данные методические рекомендации и многие задания и упражнения могут быть применены учителями английского языка в младших классах средней школы.
На защиту выносится положение: изучение английского языка в младших классах средней школы вносит огромный вклад в развитие ребенка.
1.2.4. Обучение лексике
Изучение лексики означает, что любое вводимое слово должно, во-первых, быть коммуникативно значимым для ребенка; во-вторых, вступать в семантические и грамматические связи с другими словами. Как утверждает Е. И. Негневицкая, ''сразу после введения слова необходим переход к действию с ним'', при этом ''речевое действие означает построение высказывания''. Но построение высказывания лежит уже в области грамматики. Следовательно, освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно. [27, c. 113]
В плане изучения грамматики следование естественному пути развития означает, что, вводя тот или иной грамматический материал, необходимо учитывать, с одной стороны, коммуникативные потребности детей, а с другой – относительную его трудность.
Изучив различный материал о требованиях к отбору лексического материала и его организации, можно сделать вывод, что огромную роль при введении лексических единиц играют ассоциативные связи, поэтому при предъявлении новой лексики ''…нужно давать не изолированные по значению слова, разбросанные в тексте, не слова в стишке, песенке, а знакомить учащегося сразу с группой слов, обозначающих какой-то кусок действительности…'', а так же ''… пара слов, связанных проверенной ассоциацией (враг – друг, стол – стул и т.п.), запоминается гораздо лучше, чем пара несвязанных слов, и, что очень важно, лучше, чем эти же слова, данные изолированно''. [21, c. 57-60]
Список литературы.
1. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. – М., 1963.
2. Алхазишвили АА Основы овладения устной английской речью, Просвещение, 1988
3. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на английском языке. – М., 1988г.
4. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками. // Английская литература в школе, 1986. - № 2.
5. Ариян М.А. УМК по английскому языку для 2 класса (2 год обучения). // Иностранный язык в школе,1993. - № 1.
6. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. // М.:- Просвещение, 1985 г.
7. Борзова Г.В. Тексты для чтения на втором этапе обучения. // Иностранный язык в школе,1990. - № 4.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена// Вопросы психологии. - 1966- №6.- С. 62-76.
9. Вятютнев М.Н. Обучение английскому языку в начальной школе. // Иностранный язык в школе,1990. - № 6.
10. Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе. // иностранный язык в школе, 1990. - № 1.
11. Гальскова Н.Д., Никитенко З.И. Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе. // Английская литература в школе,1994. - № 1.
12. Гез Н.И., Ляховицкая М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.В., Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.:- Просвещение, 1982
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М., 1991г.
14. Ижогина Т.И. Как научить малышей читать// Иностранные языки в школе. – 1993. - №1. – С. 49-51.
15. Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения английской речи (Пути и приемы). М., 1980
16. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки овладения иностранным языком. // Иностранный язык в школе,1985. - № 5.
17. Леонтьев А.А. Раннее обучение иностранным языкам. // Русский язык за рубежом,1986. - № 5.
18. Ляховицкая М.В., Методика преподавания иностранных языков. М., 1981
19. Маслыко ЕА Учебное общение на уроке английского языка Минск \1990
20. Методика начального обучения иностранным языкам. Под ред. И.В. Карпова и И.В. Рахманова М., 1987
21. Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1967г.
22. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. // Английская литература в школе,1987. – № 6.
23. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: В 2 ч. – М., 1933.
24. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.
25. Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в первом классе средней школы// Иностранные языки в школе. – 1991. - №4. – С. 52-59, 71.
26. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин, М. 1987
27. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках/ Под ред. В.А. Бухбиндера. Киев, 1990
28. Пальмер Р Методы обучения английской устной речи Л. 1983
29. Пальмер, Гарольд Е. Устный метод обучения английскому языку. – М., 1961г.
30. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1991г.
31. Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения. М., 1987
32. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М., 1989г.
33. Пассов Е.И. Урок английского языка в средней школе. – М., 1988г.
34. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988г.
35. Рахманов И.В. Обучение устной речи на английском языке. М., 1980
36. Рогова Г.В. методика обучения английскому языку. На английском языке. Л., 1985
37. Сборник статей под ред. Алхазишвили А А «Вопросы психологии обучения второму языку в младшей школьном возрасте», М.:- «Миднисреба», 1982 г.
38. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке, М., Просвещение, 1983
39. Скалкин В.Л. Основы обучения устной английской речи. М., 1981
40. Смирнова А.И., Кронидова В.А. Практическая фонетика английского языка: Учебное пособие для первого года обучения школьников английскому языку. – СПб., 1995.
41. Старков А.П. Обучение Английскому языку в средней школе. М., 1978
42. Стронин МФ Обучающие игры на уроке английского языка М 1981
43. Уайзер Г.М. Климентенко А.Д. Развитие устной речи на английском языке. М 1992
44. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. – Киев, 1984.
45. Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. – М., 1965.
46. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности ''Преподаватель английского языка в детском саду''. – СПб., 1999.
47. Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам М., Просвещение, 1982
48. Щебедина В.В. Обучение детей английской разговорной речи в детском саду// Иностранные языки в школе – 1997. - №2. – С. 55-58.
49. Щерба Л.В. Преподавание английского языка в школе. Общие вопросы методики. – М., 1947.
50. Boyd, Gertrude and E. Gene Talbert, Spelling in the Elementary School. Columbus, Ohio: Charles E. Merrill, 1971.
51. Imogene Forte, Marjorie Frank, Joy Mackenzie, Kids` stuff, Reading & language experiences – Intermediate – Jr. High. USA: Incentive Publications, 1973.
52. Collier, Forte, Mackenzie, Kids` stuff, Kindergarten & Nursery School. Tennessee: Incentive Publications, 1973.
53. Sarah Hudelson, Teaching children, Arizona State University, USA.
54. Betty Cratch Jonson, HBJ Writing, Kindergarten & Nursery School.USA, 1976.