ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда характерна экономическая не стабильность, когда развитие сменяется периодом кризисов и катаклизмов, от предприятий требуется повышение экономической эффективности производства.
Целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей и данной продукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы предприятия следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимой продукции.
В настоящее время предприятия, находятся в сложном положении. Это вызвано различными причинами, среди которых можно выделить следующие: проблемы инфляции; проблемы будущих цен на ресурсы; платежеспособный спрос; отсутствие реальной программы выхода экономики страны из кризиса; отсутствие практического опыта формирования инвестиционной политики; недостаточность проработки методических вопросов разработки инвестиционных программ; сложность поиска источников финансирования и другие. В этих условиях особую важность приобретает формирование продуманной и тщательно разработанной производственно-хозяйственной политики предприятия, рассчитанной на долговременную перспективу. Политика предприятия должна строиться от будущего к настоящему, а не наоборот. Сказанное следует понимать так, что предприятие в первую очередь определяет уровень развития, которого оно хочет достигнуть через определенный период, и то, каким образом оно будет пытаться это сделать.
4.4. Мероприятия по улучшению финансовой политики
В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие (продавец) реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции. Поэтому возникает необходимость оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате. Воспользуемся следующей техникой анализа .
Падение покупательной способности денег за период характеризуется индексом Кn , обратным индексу цен. Если установленная договором сумма к получению составляет S, а динамика цен характеризуется индексом Iц, то реальная сумма денег учетом их покупательной способности в момент оплаты составит:
Кn = S / Iц (3.1)
Для исследуемого предприятия годовая выручка за 2004 год составила 2591 т. руб. Известно, что в анализируемом периоде 95% (2461 т. руб.) выручки от реализации продукции было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности). Ранее определен средний период погашения дебиторской задолженности за соответствующий период, который составил 49,1 дня. Принимая ежемесячный темп инфляции равный 1%, получаем индекс цен Iц= 1,01. Таким образом, в результате месячной отсрочки платежа предприятие получает лишь 99% (1/1,01 * 100) договорной стоимости продукции. Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности 49,1 дня индекс цен составит:
(3.2)
Где Тn- месячный темп инфляции;
n- количество дней в периоде принятия решения.
Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,956. Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 49,1 дня, предприятие реально получает лишь 95,6% стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей 44 руб. (4,4%).
В этой связи можно говорить о том, что от годовой выручки продукции реализуемой на условиях последующей оплаты, предприятие получило реально лишь 2352 т. руб. (2461* 0,956). Следовательно , 109 т. руб. (2461-2356) составляют скрытые потери от инфляции. В это связи для предприятия может оказаться целесообразным установить некоторую скидку с договорной цены при условии досрочной оплаты по договору.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданский кодекс РФ. Часть I,II. – М.: Право, 2000 – С.480 .
2. Налоговый кодекс РФ. Часть I,II.–М.:ГД ЭЛИТ – 2000, 2003 .- С.376 .
3. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.92 г. № 552 // Экономика и жизнь.- 2002.- № 33.-C 24-27.
4. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.
5. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Выш. шк.,2002.
6. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: «Дело и сервис», 2001.
7. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - Н.: Учебник Финансы и статистика, 2003.
8. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2001.
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. – М.: Перспектива, 2002.
10. Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. – Мн.: Выш. шк., 2000.
11. Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: Учебно-практическое пособие. – Мн.: «Финансы, учет, аудит», 2001.
12. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 2002.
13. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2003.
14. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
15. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Издательство Рост., ун-та, 2004.
16. Методика экономического анализа промышленного предприятия (объединения). / Под ред. Бужинекого А.И., Шеремета А.Д. – М.: Финансы и статистика, 2003.
17. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. –М.: Выш. шк. , 2004
18. Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий. – М.: Машиностроение, 2000.
19. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ деятельности фирмы. – М.: «Ось-89», 2004.
20. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Финансовый и управленческий анализ. –М.: Издательство Приор, 2001.
21. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 2001.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Мн.: ИП «Экоперспектива», 2004.
23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2003.
24. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.
25. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.: Экономика,2002.
26. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализ предприятия. – М.: Инфра –М, 2000.
27. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 2000.
28. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы и статистика, 2002.