ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что людские ресурсы играют более важную роль в развитии экономики, чем материальные ре¬сурсы, что работа с персоналом - одна из основных функций управления и пред¬принимательской политики фирмы. Для того чтобы эффективно использовать имеющиеся в распоряжении организации людские ресурсы, необходимо со¬здать для людей такие условия, в которых им хотелось бы работать с пользой для себя и организации. Для этого необходимо создать в организации систему побудительных мотивов, используя которые можно воздействовать на поведе¬ние и мотивы персонала организации, направляя поведение работников в нуж¬ном для организации направлении. Если выполняемая работа будет максималь¬но удовлетворять потребности работников, то можно с полным правом рассчи¬тывать на то, что они будут стремиться выполнять эту работу как можно более качественно, делая таким образом свой вклад в успешное функционирование организации.
Целью работы является исследование понятия мотивации и стимулирования персонала.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
- определить понятия мотивации и стимулирования;
- рассмотреть мотивацию и систему стимуляции персонала;
- проанализировать психологические характеристики работника и мотивацию;
- дать характеристику мотивам, которые движут людьми;
- выявить факторы, влияющие на мотивационную сферу работника;
- рассмотреть принципы лежащие в основе трудовой мотивации;
- привести пример методики анализа мотивации персонала
- провести экспериментальное исследование стимуляции персонала на предприятии
- обсудить результаты проведённого исследования
Эксперимент, согласно цели данной работы, был проведен среди сотрудников сельскохозяйственного предприятия с использованием методики Замфира.
2.3. Пример методики анализа мотивации персонала
Для менеджеров сегодня характерна ориентация на прибыль и успех, стрем¬ление к самостоятельности и расширению сферы ответственности. Однако го¬товность к инновациям, готовность к принятию решений, готовность к неизбеж¬ному при принятии решений риску стоят у менеджеров на последнем месте.
В исследуемых предприятиях зачастую менеджер приходит к вышестоящему руководству не с проектом решения проблемы, а с обозначением проблемы. Попытки делегировать функцию принятия решений вниз по иерархической струк¬туре организации встречают ожесточенное сопротивление менеджеров. Руко¬водители ожидают от работы возможности самовыражения, хотят большей са¬мостоятельности, хотят большего вознаграждения за то, что они работают са¬мостоятельно. В то же время они хотят, чтобы всю ответственность за риск нес их непосредственный начальник. Возможно, совершенствование системы управ¬ления персоналом в целом, а не только системы оплаты труда, позволит разре¬шить данное противоречие.
Мотивационный сдвиг, характеризующийся снижением материального фак¬тора для топ-менеджеров, привел к разбалансированности мотивационной структуры. В такой ситуации руководство компании не может себе позволить пренебрежения к проблемам совершенствования системы стимулирования ме¬неджеров.
Литература.
1. Анисимов В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации. — М.: Экономика, 2003.
2. Армстронг М. Как стать еще лучшим менеджером. — Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
3. Беляцкий Н.П. Управление персоналом. — Минск: Интерпрессервис, 2003.
4. Гавкалова Н.Л. Менеджмент персоналу. — Х.: ИНЖЕК, 2004.
5. Галенко В.П. Как эффективно управлять организацией? — М.: Бератор, 2004.
6. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда: Учебное пособие / Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004. – 172 с.
7. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. — М., 2000.
8. Горбановская О. Оценка персонала — от малого до великого // Стратегии. — 2003. — №11. — С.30-33.
9. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
10. Дёмин Ю.М. Эффективный офис-менеджер. — СПб.: Питер, 2004.
11. Денисенко Е. Работая на позитив или как поднять и поддерживать чувство собственного достоинства у подчиненных // Менеджмент и менеджер. — 2004. — №6. — С.54-56.
12. Егоршин А.П. Управление персоналом. — Нижний Новгород: НИМБ, 2003.
13. Журавлев А., Павлова Е., Шлычков А. Субъективность руководителя и скрытые возможности аттестации персонала // Консультант директора. — 2000. — №22 (130). — С. 20-29.
14. Журавлев П.В. Менеджмент персонала. — М.: Экзамен, 2004.
15. Иванов Ю. Соционика и мотивация труда.// Управление персоналом № 6 (83), 2003 г., с. 17-20.
16. Капустин Петр. Управленческое консультирование для руководителей.- С.-П.,2000
17. Киселёва Е. Гендерный подход к мотивации персонала.// Управление персоналом № 6 (83), 2003 г., с. 21-22.
18. Крылова О. Управление персоналом через неформального лидера.// Кадровик, № 2, 2005. с. 26-29.
19. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. — М.: Вершина, 2004.
20. Кулапов М.Н. Управление кадрами: в помощь начинающему руководителю. — М.: Дашков и К, 2004.
21. Литвак Б.Г. Практические занятия по управлению. Мастер-класс. — М., 2002.
22. Магура М. Мотивация труда персонала и эффективность управления.// Управление персоналом № 6 (83), 2003 г., с. 22-26.
23. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. — М.: Финпресс, 2004.
24. Моргунов Е.С. Управление персоналом. Исследование, оценка, обучение. — М., 2000.
25. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. - М.,2000
26. Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: Пер с англ. — СПб., 2000.
27. Огнев А. Мотивация как инструмент управления персоналом.// Управление персоналом № 6 (83), 2003 г., с. 20-21.
28. Одегов Ю.Г. Управление персоналом: оценка эффективности. — М.: Экзамен, 2002.
29. Павлова В. Руководители российских компаний о корпоративной культуре.// Кадровик, № 2, 2005. с. 31-33.
30. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – 2-е изд. – М.: «ЧеРо», 2002. с. 754 – 775.
31. Практикум по кадровому менеджменту: Учеб. пособие / Н.Ф.Пушкарев, Е.В.Троицкая, Н.Н.Пушкарев. — М., 2000.
32. Рай Л. Упражнения: схемы и стратегии. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003.
33. Разводов С. Построение внутренних коммуникаций в компании.// Кадровик, № 2, 2005. с. 29-31.
34. Слиньков В.Н. Управление персоналом. — К.: Алерта, 2004.
35. Соболева И., Рогова И. Результаты диагностирования мотивов трудовой деятельности работников АПК.// Управление персоналом № 6 (83), 2003 г., с.15-17.
36. Современные методы комплексной оценки персонала и процедур управления кадрами // Кадровик. — 2004. — №1. — С.35-37.
37. Современные персонал – технологии (отрывок из книги М. И. Магуры, М. Б. Курбатовой).// Управление персоналом № 6 (83), 2003 г., с. 65-68.
38. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учеб. пособие. — М., 2001.
39. Спивак В.А. Корпоративная культура. — СПб., 2001.
40. Торчинский М. Мотивация перехода. Что движет кандидатом при смене работы?// Управление персоналом № 6 (83), 2003 г., с. 13-15.
41. Травин В., Магура М., Курбатова М. Практические аспекты мотивационного менеджмента.// Нормирование и оплата труда в промышленности. № 1, 2005. с. 31-33
42. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Дело, 2002.
43. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие/ Под ред. А.Я. Кибанова. — М., 2000.
44. Управление персоналом организации: Учебник. Под ред. А.Я.Кибанова. — М., 2000.
45. Управление персоналом предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 638 с.
46. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. — М., 2001.
47. Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. Изд.6-е, перераб. и доп. (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»). – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.
48. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М., 2000