ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие в парфюмерно-косметической области произошли значительные изменения, обусловленные рядом факторов. Прежде всего, новые тенденции в области производства парфюмерно-косметических товаров во многом изменили ассортимент предлагаемой продукции. Большая часть парфюмерно-косметических товаров стала обладать помимо основных свойств рядом дополнительных. Появились принципиально новые товары, позволяющие решать проблемы продления молодости кожи, коррекции ее структуры, а также улучшения пропорций и линий тела. Кардинально изменился взгляд специалистов и производителей парфюмерно-косметических товаров на упаковку. Проведенный в последние годы анализ мнения потребителей, движение за минимизацию упаковки, а также замену стеклянной упаковки на более современную способствовали тому, что изменился не только состав парфюмерно-косметической продукции, но и ее внешний облик, включая цветовую гамму. Одновременно возник принципиально иной подход к обслуживанию потребителей, требования которых к уровню сервиса, объему предоставляемой информации, а также методам и формам продвижения парфюмерно-косметической продукции существенно возросли. В ситуации глобализации экономики и рынка парфюмерии в частности именно междунарродный маркетинг со своими принципами и особенностями становится решающим фактором в конкурентной борьбе. В связи с этим, актуальность выбранной темы обусловлена местом и ролью международного маркетинга в продвижении продукции и формировании спроса на международном парфюмерном рынке.
Предметом исследования выступает методология постановки и организации маркетинговой деятельности компании на международном рынке парфюмерии, система контроля её реализации.
Объектом исследования на макроуровне является парфюмерно-косметический рынок Европы и его сегменты, на микроуровне – парфюмерная компания L'Oréal Paris. Неотъемлемой частью европейского парфюмерно-косметического рынка является российский рынок, который также анализируется в работе.
Целью настоящей работы является всесторонний анализ парфюмерно-косметического рынка, особенностей маркетинговой деятельности в данной отрасли, осмысление основных инструментов ее реализации и разработка на основе проведенного анализа конкретных рекомендаций для улучшения конкурентных позиций российских производителей на внутреннем и внешнем рынках парфюмерно-косметических средств.
Такое определение цели предполагает постановку ряда конкретных задач, последовательное решение которых обуславливает структуру исследования:
- изучение теоретических аспектов организации международной маркетинговой деятельности компании,
- исследование международного рынка косметических товаров,
- анализ маркетинговых возможностей компании L'Oréal Paris,
- описание существующей международной маркетинговой политики в компании L'Oréal Paris,
- обоснование методов и организация маркетинговой деятельности компании L'Oréal Paris на мировом рынке,
- определение основных целей и задач международной маркетинговой политики компании L'Oréal Paris,
- выбор и обоснование маркетинговой стратегии компании L'Oréal Paris,
- разработка стратегических решений по отдельным аспектам маркетинговой политики компании L'Oréal Paris и оценке эффективности.
Спектр вопросов, связанных с парфюмерно-косметическим сектором, весьма широк и затрагивает самые разные сферы. Кроме того, указанная отрасль - одна из наиболее динамично развивающихся и, следовательно, вызывает значительный интерес.
Теоретическую и методологическую базы исследования составили официальные и научные публикации российских и зарубежных авторов в области маркетинга, экономики, стратегии.
Наряду с публикациями по тематике работы и литературой методологического характера автором были использованы результаты исследований и прогнозы развития европейского парфюмерно-косметического рынка, выполненные статистической оперативной группой Европейской ассоциации парфюмерии, косметики и средств гигиены "COLIPA", материалы аналитического издания "European Cosmetic Market" и др.
Большое значение для дипломной работы имело привлечение статистических данных, в том числе публикаций российских институтов, отчетов и докладов научно-практических конференций, материалов российских и зарубежных изданий по вопросам методологии маркетинга на европейском парфюмерно-косметическом рынке, годовых отчетов и корпоративных материалов фирм, а также экспертных оценок, полученных от специалистов рассматриваемой отрасли.
Методология исследования основывалась на использовании комплексного подхода и формальной логики. На разных этапах исследования, а также в зависимости от характера разрабатываемых задач использовались различные современные методы исследования, в том числе SWOT-анализ, анкетный опрос, кабинетные исследования, конкурентный анализ, маркетинговый аудит, ситуационный анализ, сравнительный анализ, факторный анализ, экспертный опрос и др.
Анализ особенностей маркетинга на рынке парфюмерно-косметических средств имеет теоретическое и практическое значение. Результаты дипломной работы представляют собой материал для теоретического осмысления современных тенденций развития парфюмерно-косметической отрасли, механизмов и методов конкурентной борьбы, места и роли крупнейших парфюмерно-косметических компаний на соответствующем рынке.
Работа приобретает особую актуальность в связи с необходимостью для российских производителей парфюмерно-косметических товаров завоевывать лучшие позиции на рынке, успешно конкурировать с западными компаниями не только на внутреннем, но и на внешнем рынках, в том числе на парфюмерно-косметическом рынке Европы. Вот почему анализ европейского рынка является актуальным в сегодняшних условиях.
Практическая значимость изучения затрагиваемой в дипломе проблемы международного маркетинга на парфюмерно-косметическом рынке обусловлена изменением в сторону увеличения доли российских компаний на внутреннем рынке после 2005 г. и необходимостью не только ее дальнейшего сохранения, но и увеличения, а также появления российской продукции на новых, пока не освоенных отечественными производителями сегментах рынка.
В результате проделанной работы, автором были сформулированы и представлены:
- описание особенностей международного рынка косметических товаров,
- характеристика международной маркетинговой политики в компании L'Oréal Paris,
- определение маркетинговых возможностей компании L'Oréal Paris,
- установление маркетинговых целей и выбор маркетинговой стратегии компании L'Oréal Paris на мировом рынке,
- выявление конкурентных преимуществ компании L'Oréal Paris на мировом рынке,
- рекомендации в области товарной политики компании L'Oréal Paris,
- рекомендации по оценке эффективности реализации маркетинговой деятельности компании L'Oréal Paris.
Автор стремился максимально объективно подойти к рассмотрению темы и, учитывая большой объем информации и необходимость критического подхода к существующим авторским исследованиям, сконцентрироваться не столько на известных оценках, сколько на экономической сущности процессов и проблем.
В связи с этим, результаты исследования, основные положения, выводы и рекомендации дипломной работы могут быть использованы на разных уровнях руководства и управления российских парфюмерно-косметических компаний при разработке ценовой, коммуникационной и товарной политики; выработке мер по успешному конкурированию с западными производителями на российском рынке; планировании выхода российских производителей на рынок Европы. Они также могут послужить основой для дальнейших научных разработок в области конкурентной борьбы в парфюмерно-косметической отрасли.
Результаты исследования могут быть востребованы законодательной и исполнительной властью при разработке различных документов по регулированию деятельности на парфюмерно-косметическом рынке России. Одновременно указанные результаты будут полезны работникам аналитических центров, результаты исследований которых могут быть использованы средствами массовой информации при обобщении и разъяснении основных тенденций развития европейского парфюмерно-косметического рынка.
Представленные данные анализа российского парфюмерно-косметического рынка могут быть использованы западными компаниями при оценке своих конкурентных возможностей и определении форм дальнейшего сотрудничества с российскими производителями.
Кроме того, практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования материалов и выводов данной работы научно-образовательными учреждениями при подготовке лекционных курсов, практических занятий и других учебных материалов.
Список информационных источников
Нормативно-правовые источники
1. Налоговый кодекс Российской Федерации - М.: Приор, 2007. 565 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации – М.: Приор, 2007. 456 с.
3. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» – М.: Приор, 2007.
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса». – М.: Приор, 2006.
5. Приказ Минпромэнерго РФ от 22.03.2006 № 53 (ред. от 19.10.2007) "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов" (вместе с "Рекомендациями по заполнению формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов") // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 21, 22.05.2006
Учебники, монографии, брошюры
6. Абросимов И.Д., Медведев В.П. Менеджмент как система управления хозяйственной деятельностью: Учебное пособие. - М.: Знание, 2005. - Вып. 2. - 480 с.
7. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. и др. Маркетинг. Серия: Учебник для вузов. СбП: ПИТЕР, 2005
8. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг. Серия: Учебник для вузов, СПб.: Питер, 2008
9. Баутин В.М., Аронов Э.А. Современный руководитель. Проблемы, решения, советы: Наука, 2005. - 215 с.
10. Бочаров М.К. Наука управления: новый подход. - М.: Знание, 2005. – 325 с.
11. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Знание, 2006. – 455 с.
12. Волкова Н.А., Демшина И.Г. Предприятие: Стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 2005. - 526 с.
13. Вудлак М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело ЛТД, 2005. - 250 с.
14. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, 2006. - 501 с.
15. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - М.: Финпресс, 2006. 326 с.
16. Голубкова Е.Н., Сейфуллаева М.Э. Международный маркетинг. М.: Дело и сервис, 2008 г.
17. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. -М.: Финпресс, 2006. 485 с.
18. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг: Учебное пособие для магистрантов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 107 с.
19. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. -М.: СоФит, 2005. – 398 с.
20. Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. -СПб.: Питер, 2005. 329 с.
21. Диксон Питер Р. Управление маркетингом. -М.: Бином, 2006. – 410 с.
22. Диксон Питер Р.Управление маркетингом. М., Бином, 2006. – 387 с.
23. Дихтль Е., Хершенген Х. Практический маркетинг. М., Высшая школа, 2005. – 615 с.
24. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии. Серия: классический зарубежный учебник. СПб.: Питер, 2007
25. Дорошева М.В. Международный маркетинг - М.: Дело, 2006. – 326 с.
26. Ильющенко Е.В. Маркетинг. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2007. – 298 с.
27. Егоршин А.П. Международный маркетинг. - Нижний Новгород: НИМБ, 2005. - 607 с.
28. Кабушкин Н.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. - Минск: Новое издание, 2005. - 336 с.
29. Карпова С.В. Международный маркетинг. Серия: высшее образование, М.: Феникс, 2009
30. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Серия: классический зарубежный учебник. СПб.: Питер, 2007
31. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс. – 2005. – 489 с.
32. Кревенс Д. Стратегический маркетинг. М.: Вильямс, 2008
33. Ладанов Н.Д. Практический менеджмент. - М.: Знание, 2004. - 357 с.
34. Ламбен Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. Серия: классика МВА. СПб.: Питер, 2008
35. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. –СПб.: Питер, 2005. – 278 с.
36. Мескон М., Альберт Н., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело. – 2005. – 328 с.
37. Минаев Э.А. Международный маркетинг. - М.: Наука, 2006. - 484 с.
38. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг. М.: Экономистъ, 2005.- 297 с.
39. Овечкина О.М. Международный маркетинг. М.: Амалфея, 2009
40. Перцовский Н.Н. Международный маркетинг. - М.: Наука, 2006. – 224 с.
41. Пряхов В.В. Международный маркетинг // Экономика строительства, 2006. - № 8. - С. 12
42. Радугин А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Центр, 2005. - 429 с.
43. Романова А.Н. Маркетинг. М.: ЮНИТИ, 2007. – 324 с.
44. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - М.: Зевс, 2004. - 204 с.
45. Соловьев Б. А. Маркетинг. Серия: Учебники для программы МВА. М.: Инфра-М, 2008
46. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа, М.: Финэко, 2005. – 328 с.
47. Швальбе Х. Практика маркетинга для средних и малых предприятий. М.: Республика, 2005. – 376 с.
48. Штерн Л., Эль-Ансари, Кофлан Э. Маркетинговые каналы. 5-е издание. М.: Вильямс. 2002
49. R.Kumar, D. Aaker. International marketing research. McGrow Hill.1998
50. Rosenblum Bert. Marketing channels: a strategic approach. Mc.Grow Hill. 1996
51. Sternquist Brenda, INTERNATIONAL RETAILING, N.Y., Fairchild books, 1998
52. V.Terpstra. International marketing. Pearson education International. 2000
53. Vern Terpstra, Ravi Sarathy. INTERNATIONAL MARKETING. Eigth edition. Dryden Press, 2000
54. Warren J. Keegan, Bodo B. Schlegelmilch. GLOBAL MARKETING MANAGEMENT – A European perspective. Pearson Education Limited, 2001
Периодические издания
55. Сергеев Л.И., Мнацакян А.Г., Сергеев Д.Л. Деятельность фирмы на международном рынке . – Калининград, «Янтарный сказ», 2007.
56. Терещенко В.М. Маркетинг: новые технологии в России.//Экономист, 2007, №6.
57. Ромизов К.С. Управление кадрами предприятий в условиях рынка // Вестник Московского Университета. - сер. 6, Экономика, 2007. - № 4. - С. 74
Интернет-источники
58. Официальный сайг L'Oreal Group в Internet//www.loreal. corn
59. Официальный сайг L'Oreal Group в Internet //www.loreal-finance.com
60. Официальный сайг компании L'Oreal Paris в Internet //www.loreal-paris.com
61. Free Internet marketing resources, web site development tutorials – www.tamingthebeast.net/training/testing.htm
62. Major: International Marketing - www.collegeboard.com/csearch/