Введение
Актуальность темы исследования. Социально-психологический подход к управлению исходит из понимания того, что деятельность отдельных должностных лиц и специалистов не может быть оптимизирована в отрыве от оптимизации всей системы, ее связующих и системообразующих связей и механизмов. Надо создать в организации наилучшие условия для проявления психологического потенциала каждого работника, использовать все возможности для активизации самоуправления на каждом уровне, в том числе и на уровне рядовых работников, организовать их слаженную работу по решению стоящих перед правоохранительным органом задач. Одновременно надо работать с персоналом так, чтобы его потенциал и возможности эффективной работы в организации непрерывно повышались.
Современный работник - это профессионал, сори¬ентированный на процесс, на задачу, на конкретного потребителя, а не просто работник-исполнитель, сконцентрированный на задании руководителя, на должностной инструкции, на указаниях «сверху». Новая модель механизма управления персоналом может быть эф¬фективной только в том случае, если она опирается на современные формы организации труда, которые побуждают работников к произ¬водительной, инновационной деятельности, создают условия для са¬мореализации и самоутверждения людей как личностей.
Кроме экономического эффекта, от улучшения условий труда есть социального эффекта, который тесно связан с первым. Социальный эффект не всегда можно определить в денежном эквиваленте, но значимость его высока. К показателям социального эффекта можно отнести: снижение моральных издержек, связанных с повышением безопасности труда; увеличение свободного времени; сохранение хорошего настроения; увеличение трудовых ресурсов за счёт снижения количества дней болезни и др.
Для большинства работников важны отношения с непосредственным руководителем. Они ожидают не только выплаты определенной суммы денег, но и внимания к своей личности. Недоступность руководителя или взаимное непонимание между руководством и работниками могут существенно снизить эффективность работы предприятия.
Значительная часть работников стремится к должностному или карьерному росту. Поэтому ограничение возможностей карьерного роста может приводить к ярко выраженной неудовлетворенности и даже агрессивности в поведении.
Весьма существенной составляющей является удовлетворенность окружением. Зачастую оно настолько сильно влияет на настроение, трудоспособность, желание продолжать работу на этом месте, что при определенных негативных обстоятельствах человек может принять решение об увольнении. В силу этого в последнее время востребованы тренинги, целью которых является формирование командных отношений в коллективе. В то же время для удовлетворенности работой вполне достаточно, чтобы окружение не вызывало негативных эмоций, например раздражения. Психологи также рекомендуют избегать создания каких-то специальных привилегий для руководства, которые увеличивают разрыв между ним и остальными работниками.
По наблюдениям психологов, удовлетворенность работой имеет обратную связь с количеством ограничений, накладываемых организацией на работника в виде правил, предписаний и т. п.
Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Важностью применения социально-психологических методов в управлении персоналом современной организации и объясняется актуальность темы исследования.
Кризисная ситуация грозит компании не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно. Удержание ключевых сотрудников - одна из основных задач менеджмента на этапе кризиса, и достигнуть этой цели можно, если своевременно информировать персонал и реализовать адекватную систему мотивации.
Программа вывода компании из кризиса, как правило, предполагает проведение радикальных преобразований в условиях крайней ограниченности ресурсов, в первую очередь финансовых и временных. Поэтому при проведении антикризисной программы в области управления персоналом необходимо решить две основные задачи: удержание и вовлечение в реализацию мероприятий антикризисной программы одних сотрудников; минимизация рисков возникновения конфликтных ситуаций при увольнении других. В какую группу попадет каждый сотрудник — «удерживаемых» или «увольняемых» — зависит как от общих планов компании по выходу из кризиса, так и от выбранных направлений развития.
Предмет исследования - социально-психологические методы управления персоналом современного предприятия.
Объект исследования - ООО «Вери Велл».
Цель работы - выработка мероприятий по совершенствованию применяемых в ООО «Вери Велл» социально-психологических методов управления.
Для достижения поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются теоретические аспекты регулирования социально-психологических факторов деятельности фирмы;
- исследуются социально - психологические факторы, оказывающие влияние на эффективность трудового процесса современного предприятия, на примере рекламного агентства «Вери Велл»;
- на основе анонимного опроса сотрудников «Вери Велл» выявляются проблемы применяемых социально-психологических факторов;
- разрабатываются мероприятия, направленные на улучшение производственного процесса через совершенствование имеющихся условий труда и моральной мотивации.
Практическая значимость работы заключается в разработке мероприятий, направленных на оптимизацию социально-психологических факторов управления применительно к проблемам, сложившимся в ООО «Вери Велл». Внедрение разработанных предложений увеличат прибыль от результатов деятельности, создадут более благоприятную социально - психологическую обстановку на предприятии. и гармонизирует весь производственный процесс, вследствие чего ожидаемая эффективность работы предприятия, по мнению специалистов , может возрасти.
Методы исследования - анализ литературных источников, анализ служебной документации ООО «Вери Велл», наблюдение за работой персонала, сравнение с работой системы управления персоналом в аналогичных предприятиях, метод экспертных оценок.
Данная дипломная работа выполнялась на основе анализа учебно-методической литературы, материалов периодических изданий и Интернет-ресурсов, касающихся исследуемой темы. Теоретической базой послужили труды таких авторов, как А.Я. Кибанов, Б.Д. Парыгин, Н.И.Кабушкин, В.П.Ермаков, А.П Егоршин и др.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех логически взаимосвязанных глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты регулирования социально-психологических факторов деятельности фирмы.
Во второй главе анализируется действующая система управления, условия труда персонала и мотивация сотрудников агентства, исследуются результаты опроса сотрудников о наиболее важных мотивационных факторах, стимулирующих их к наиболее эффективной работе.
В третьей главе на основе полученных результатов проведенного анализа предлагаются мероприятия по оптимизации существующей системы управления персонала ООО «Вери Велл».
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, М.: Эксмо, 2008 г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (ред. от 30.12.2008) // СПС «Гарант».
4. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21)
5. Санитарные правила и нормы СаНПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам персональным электровычислительным машинах и организации работы».
6. Арутюнов В.В., Волковысский И.В, Кадария Ф.Д., Шепелев Е.М. Управление персоналом. Р-н-Д: Феникс, 2004
7. Аттестация рабочих мест: Методические рекомендации. М: Дело, 2006
8. Безопасность жизнедеятельности. С.В.Белов. Москва «Высшая школа» 2005
9. Безопасность жизнедеятельности Л.В.Бондаренко, А.Е.Алеевский, Г.А.Колупаев, С.М.Сербин. Москва, 2006.
10. Вершигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие. М:ИНФРА-М, 2008
11. Егоршин А.П. Основы управления персоналом. М:ИНФРА-М, 2008
12. Ермаков В.П.Менеджмент для студентов ВУЗовю Р-на-Дону: Феникс, 2007
13. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. М:Новое знание, 2006
14. Лукичева Л.И. Управление персоналом. Уч. Пособие. Омега-Л, 2008
15. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник. М: ИНФА-М, 2006г
16. Лукичева Л.И. Управление персоналом. Уч. Пособие. Омега-Л, 2008
17. Макарова И.К. Управление персоналом. Учебник. М: Юриспруденция, 2004
18. Маньков В. Д. Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ М: Политехника. 2004
19. Менеджмент: учебное пособие/ под ред. Э.М. Короткова. М:ИНФРА-М, 2006
20. Попов С.г. Управление персоналом. Учебное пособие. М:Ось-89, 2005
21. Самоукина М. Конфликт под управлением // Кадровое дело, № 6, 2004
22. Управление персоналом организации: Учебник. Под ред. А.Я. Кибанова. М:ИНФРА-М, 2008
23. Управление персоналом. Уч. Под ред. Ю.Т. Базаров, Б.Л. Еремина, М:ЮНИТИ, 2007
24. Хенсен М.В., Баттен Дж. Мастер мотивации: секреты управления ( пер с анг) М:АСТ, 2006
25. Шекшня CJ3, Управление персоналом современной организа¬ции. Учебно-практическое пособие. -М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000
26. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2003
27. Экономика и социология труда: Учебник/ под ред. д.э.н. проф. Кибанова А.Я. М:ИНФРА-М, 2007
28. Багракова А. Взаимовлияние внутренних коммуникаций и корпоративной культуры // Управление человеческим потенциалом, № 1, 2007 Веселков А. Психологическое тестирование персонала// Кадровое дело, № 2, 2005
29. Зиновьев В. , Зиновьева И. Роль психологических аспектов в управлении коллективом// Менеджмент сегодня, № 6, 2008
30. Кацаурова С. Петрвоа В. Борьба за кадры // Мотивация и оплата труда, № 2. 2008.
31. Клейменова Ю.Э. Социально-психологические критерии успешности карьеры предпринимателя. // Вестник университета (ГУУ). Серия: Социология и управление персоналом. №5 (21) / 2006.
32. Новичкова М. Опыт мотивации работников в аспекте организационной культуры российских компаний // Мотивация и оплата труда, №2. 2008
33. Сурков С. Социально-психологческие основы политики организаций// Управление персоналом, №2. 2008
34. Соколова М. Управление процессом мотивации. Практическое использование теорий мотивации// Мотивация и оплата труда № 2. 2007
35. Чумакова А. Принципы построения эффективных систем лояльности. На что должна опираться система поддержания лояльности персонала // Управление человеческим потенциалом, № 3, 2008
36. Чернецова В. Компенсационный пакет и мотивация // Мотивация и оплата труда № 1. 2008
37. Шмакова Е. Формирование и развитие корпоративной культуры, способствующей поддержанию организационных изменений в компании // Менеджмент сегодня № 4, 2008
38. Дево Сенфорд Е., Ийенгар Шина С. Управленческие теории поведения подчиненных: межкультурное исследование понимания менеджерами мотивации работников и оценка производительности труда подчиненных. //Управление развитием персонала, 2006, № 5.
39. Ушаков Р.В. Подготовка аттестации рабочих мест // Справочник специалиста по охране труда" № 6 2007
40. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации // http://www.psi.lib.ru
41. Боровикова Н.В. Климат организации и социально-психологический климат. Их совместное влияние на развитие компании.// www.bitobe.ru/2/1241
42. Жданов О.И. Социально-спихологический климат в коллективе// http://www.elitarium.ru
43. Кириллов Л. Направления совершенствования рабочей мотивации// http://bigc.ru/publications
44. Кручинецкий С.М. Методика формирования нематериальной мотивации// http://www.ippnou.ru/
45. Моргулис – Якушев С.В. Шесть эффективных методов управления персоналом: что работает в России// http://www.ippnou.ru