Введение
В настоящее время российская экономика решает задачу обеспечения устойчивого экономического роста. Традиционные подходы к решению этой проблемы в значительной степени исчерпаны. Так макроэкономические механизмы решения этой задачи в настоящее время задействованы практически в полной мере. На повестке дня стоит вопрос об эффективном использовании микроэкономических рычагов ускорения экономического развития.
Одним из критериальных моментов повышения эффективности экономики на микроуровне является весь комплекс нерешенных в российском менеджменте проблем, связанных с активизацией субъективного фактора в производственном процессе.
Большинство принимаемых на предприятиях решений затрагивают основные сферы его деятельности: экономическую, организационную, технологическую, социальную, правовую и пр. Следовательно, состав критериев выбора рационального решения должен отражать условия и ограничения и факторы всех значимых компонентов бизнес-процесса. Это и обеспечивает комплексность оценки хозяйственных решений.
Для результативного управления предприятием характерно усиление внимания к роли человеческого фактора в обеспечении эффективности бизнеса и признание значимости профессионализма и целенаправленного развития персонала для его успеха на всех актуальных временных горизонтах. В частности, большую значимость имеет изучение влияния фактора компетенций персонала на качество управленческих решений и возможности использования оценки данного фактора в качестве критерия при выборе оптимального хозяйственного решения, что и обуславливает актуальность работы.
Изучению процесса деловой оценки персонала уделили внимание многие ведущие отечественные и зарубежные ученые в области менеджмента. Среди них необходимо выделить таких специалистов как Г. Форд, Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, П. Дракер, С. Янг, М. Мескон, Ф. Хедоури, Х. Саймон, А. Невил,, Т. Рассел, Р. Тейлор. В России данным исследованиям посвящены работы Л.И. Абалкин, В.В.Ивантера, В.Л. Макарова, В.М. Полтеровича, Б.Г. Клейнера, Х.Н. Гизатуллина, А.И.Татаркина, Е.В. Балацкого, Б.З. Мильнера , О.С. Виханского, Р.А. Коренченко, А.И. Наумова, Р.А. Фатхутдинова, А.Н. Пыткина, Ф.Е. Удалова. Отечественные и зарубежные специалисты в области управления персоналом уделяют внимание роли человеческого фактора в процессе принятия решений и влиянию персонала предприятия на эффективность решений. В частности, данные вопросы рассматриваются в работах А.М. Петровского, Э.А. Уткина, А.Я. Кибанова, В.Р. Веснина, Э.Е. Старобинского, Ю.С. Перевощикова. Из зарубежных авторов наибольший интерес представляют исследования Л. Якокка, К. Баротла, Д. Мартина, Г. Мунхеда, Р. Гриффина, Г. Беккера, Р. Томсона, Д.Бьюккенена и др.
Целью исследования является анализ и повышение эффективности методик деловой оценки персонала.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- определены современные тенденции мотивирования и стимулирования персонала;
- проведена аналитическая оценка работ сотрудников компании ООО «Сан-Вэд»;
- реализован контактный метод- анализ должности(работы) с использованием структурированного интервью.
Объектом исследования является ООО "Сан-Вэд".
Предмет исследования – методы деловой оценки персонала.
Научно-методическую базу исследования составили теоретические и практические положения отечественных и зарубежных исследований в области оценки персонала, управления рисками и управления персоналом. Основной методологический прием исследования – системный подход, позволяющий комплексно и всесторонне подойти к решению поставленных задач. В работе использованы общенаучные и специфические методы математического анализа, методы математической статистики и теории вероятности, методы экспертных оценок.
Информационной базой исследования являются теоретические и эмпирические материалы, представленные в работах отечественных и зарубежных специалистов, нормативные документы Министерства труда РФ и Министерства экономики.
1) знание, необходимое для выполнения работы;
2) тип мышления, обладая которым работник может решать возникаю¬щие проблемы;
3) предписанные обязанности.
При этом могут быть различные сочетания этих факторов на разных ра¬бочих местах.
В ООО "Сан-Вэд" предполагалась не только качественная оценка: каждой работе может соответствовать и числовое выражение, отражающее ее важность в органи¬зации. При этом оцениваться должна сама работа, а не ее исполнитель. Прошлое работника, его характеристики и последний уровень оплаты не должны приниматься во внимание в оценке работы.
1. Функции работника — это описание того, что работник делает по от¬
ношению к данным, людям и вещам. Для описания разнообразия сложно-
объединяющих в себе данные, людей и вещи, DOL разработало шка¬лу важности каждой категории. Высшая комбинация видов деятельности, которая описывает три сферы функций работника, идентифицирует отно¬сительную важность задания.
Литература
1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс Российской Федерации
3. Трудовой кодекс Российской Федерации
4. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2005 г. N 522 "О повышении с 1 сентября 2005 г. тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений"
5. М. Горбунова, Н. Леонова «От оценки рабочих мест - к аттестации персонала» // «Управление персоналом», №23, 2005г.
6. Баканов Н.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. -М.: Финансы и статистика, 2002.
7. Беа Ф.К., Дихтл Э., Швайцер М. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА -М, 1999. – 462 с.
8. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. 400 с.
9. В.И. Ломакин, Р.А. Яковлев “Организация заработной платы на предприятии” // “Справочник кадровика” №4, 2000 г.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.1999.
11. Волгин Н.А. Современные модели оплаты труда. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 236 с.
12. Журнал "Проблемы теории и практики управления", №2, 1998 г
13. Журнал "Управление персоналом" 2003. – №2. – С. 72-74.
14. Игумнова Н.Е., Кара А.Н., Наумова О.Н. Руководство по дипломному проектированию: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – Тольятти: ТГИС, 2003. – 168с.
15. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом / А.Я. Кибанов, 2002 – 315.
16. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 424с.
17. Коренченко Р.А. Теория организации: Учебное пособие. ПГУ, П. 1998
18. Краткий экономический словарь / …под ред. А.Н. Азриляна. – 2-е изд. доп. И перераб. – М.: Институт новой экономики, 2002. – 1088 с.
19. Маслов Е.В. Упарвление персоналом предприятия: учеб. Пособие, 1999 – 115.
20. Меньшикова О. Заработная плата или “пособие по труду” // Вопросы экономики. – 1998. - № 1. – ст. 73-80.
21. Миляева Л. //Человек и труда. - №4. – С. 80-84.
22. П. Галенко, О. А. Страхова, С. И. Файбушевич “Управление персоналом и эффективность предприятий”
23. Первая Всероссийская конференция «История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность»// Аймпресс. – 2005. - №3. – С.19-28.
24. С. Горностаев «Проблемы использования метода экспертной оценки в процедурах оценки персонала» // «Управление персоналом», № 3, 2006г.
25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Учебник.-2–е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2004. – 330 с.
26. Федченко А. Стимулирование работников: зарубежный опыт // Человек и труд. – 1998. - № 3. – ст. 78-81.
27. Хмелев М. Трудный месяц // Автоизвестия. – 2005. - №4. – С.8-9.
28. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня.- 4-е изд, 2000 – 363.
29. Шибалкин Ю.А. Основы управления персоналом: Учебное пособие для студентов дистанционной формы обучения. - М.: МГИУ, 2000. - 260 с.
30. Шнайдер Б. Персонал для организации: научный подход к поиску, оценке и удержанию сотрудников, 2004
31. Щироборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: ЮНИТИ, 2002.
32. Экономика предприятия (фирмы ) : учебник / Под ред проф.О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина .-3-е изд., перераб. И доп .-М.: ИНФРА-М, 2003.-601.
33. Экономика предприятия: Учебник для экон спец. вузов. / Под ред. В.М.Семенова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. - 360с.