ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие телевидения в постсоветской России в течение двух десятилетий существенно изменило социокультурную среду, а также придало новые черты социальным коммуникациям. За относительно небольшое время в повседневный мир россиян, независимо от того, позитивно или негативно они это воспринимают, вошли телешоу, сериалы, телеигры и т. п., институционализировалась телереклама. Экспансия западных культурных образцов на телевидении, в других СМИ вызывает озабоченность в российском обществе. В то же время становится все более очевидным, что телевидение из вспомогательных инструментов социализации новых поколений становится одним из наиболее значимых социализационных институтов.
В этом своем качестве телевидение нередко вступает в конфликт с такими институтами социализации, как семья, школа, вуз, организации воспитательного характера и т. д. В обществе имеет место озабоченность тем, что телевидение становится средством пропаганды насилия, секса, безответственного поведения; телереклама ряда товаров, прямо адресованная подросткам, молодежи, ведет к смещениям в восприятии окружающей действительности, формированию стилей жизни, девиантных с точки зрения старших поколений.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ
2.1. ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «СТИЛЬ ЖИЗНИ» В СОЦИОЛОГИИ
Стиль жизни представляет собой совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью для определенных социальных общностей и принудительно воздействуют на эти общности и включенные в них личности как рамки повседневной жизни [67, C. 211]. Эти рамки задают масштаб и направленность самореализации личности в обществе.
Дифференциация социальных общностей по стилям жизни не обязательно совпадет с социально-классовой дифференциацией, и тот или иной стиль жизни может быть выявлен в сообществах, относящихся к разным классам. Большее значение для дифференциации по стилям жизни имеют гендерные, возрастные, образовательные характеристики.
В самом общем виде в социологической литературе под стилем жизни понимается определенный тип поведения людей, исторически сложившаяся форма жизнедеятельности социального субъекта. Понятие «стиль жизни» уже давно в отечественной научной литературе стало своего рода дополнением базовой категории марксизма образ жизни, через характеристики которого осуществляется разделение людей на социальные классы («Тезисы о Фейербахе», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» К. Маркса и др.).
В отечественных исследованиях образа жизни трактовка Маркса класса во многом определяла аспекты, на которые обращалось преимущественное внимание исследователей. В новейших характеристиках понятия «стиль жизни» его содержание по-прежнему нередко сопоставляется с образом жизни как объективным основанием субъективных стилевых различий.
В определенной мере к субъективизации стиля жизни сводится специфика этого термина (ныне очень популярного) и определяемого им феномена и в мировой социологической литературе последних десятилетий. Стиль жизни, трактуемый как совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, стал для многих исследователей способом преодолеть трудности социально-структурного анализа в условиях быстрых социальных перемен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аймермахер К. Знак. Текст. Культура // Труды института европейских культур. - М. - 2001., С. 46-61.
2. Алпатов В. Новое поколение выбрало: Реклама в Интернет - двигатель торговли будущего. М., 1997. - 112 с.
3. Аренс У., Бове К. Современная реклама: пер. с англ. Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 1995.
4. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 517 с.
5. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. - М.: Прогресс, 1988. - 328 с.
6. Баранова М. В. Реклама как феномен культуры. Автореф. дис. к. культ. н. Нижний Новгород, 2000. - 22 с.
7. Барт Р. Рекламный менеджмент. - М.: Вильямс, 2004. - 784 с.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М., 1995.
9. Берри T. Развитие иерархии эффектов: историческая перспектива // Менеджмент в России и за рубежом - 1997 – № 10 - С. 251-295.
10. Богомолов, Ю. Они не могут друг без друга / Ю. Богомолов // Московские новости. – 1993. 21-27 июня.
11. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М, 1990.
12. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Алетейя, 2001.- 287 с.
13. Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. - М.: Наука, 1998. – 320 с.
14. Браун Г. Моделирование рекламы осведомленности // Реклама - 1991 - № 3 – С. 16-21.
15. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений. – СПб.: «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-Пресса».- 2001.- 256 с.
16. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. – М., 1994.- 252 с.
17. Гринберг Т.Э., Петрушко М.В. Реклама: культурный контекст. – М.: Рип-холдинг, 2004.- 185 с.
18. Гройс Б. Цели и ценности // Искусство рекламы. - 2001. - № 12. – С. 13-18.
19. Де Флюер Д. Теории массовой коммуникации. 5-е изд. СПб: Дело, 1989. - 154 с..
20. Дебор Ги-Эрнест. Общество спектакля/ Пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубович. – М.: Логос, 2000. – С. 23-31.
21. Дзикевич С. Эстетика рекламы: Эстетическая структура рекламной коммуникации. - М.: Гардарики, 2004.- 231 c.
22. Дмитриева Н. Изображение и слово. - М.: Искусство, 1962. - 313 с.
23. Дрю Ж.-М. Ломая стереотипы. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
24. Дубицкая В. П. Телевидение: микротехнологии в электронных средствах массовой информации. - М.: Изд-во ин-та социологии, 2008. - 142 с.
25. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. – М.: Знание, 2002. – 112 с.
26. Евстафьев В.А. Рекламный рынок сегодня. // Доклад на Пленарном заседании «Журналистика и рынок» научно-практической конференции «Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы». МГУ, 2001. С. 78-81.
27. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М.: Воскресенье, 2004. – 416 с.,
28. Зимина О. В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни в современном российском обществе : Дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2006. 189 с.
29. Имшинецкая И. Креатив в рекламе.- М.: РИП-Холдинг, 2002.- 172 с.
30. Каганский М.С. Мир аксиологии. - М., 1988;
31. Кара-Мурза С.Г. Манипуляции сознанием. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
32. Картер Г. Эффективная реклама: Путеводитель для малого бизнеса. – М.: ИВЦ «Маркетинг»; МТ-Пресс, 2001. - 244 с.
Катернюк А.В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама. - Ростов-на-Дону, 2001;
33. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. – М.: Эксмо, 2005. – 366 с.
34. Кац Е., Лазерфельд П. Личностное влияние. М.: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 256 с.
35. Ковриженко М. Креатив в рекламе: постмодернистский образ моды. – СПб.: Питер, 2004. – 253 с.
36. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М, 1997;
37. Корнилова Е. Е. Телевизионная реклама.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. – 290 с.
38. Корнилова Е.Е. Язык телевизионной рекламы: функция воздействия и функция сообщения. Автореферат диссертации канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 1997;
39. Костина А.В. Эстетика рекламы. – М.: ООО «Вершина»,2003.- 304 с.
40. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1990;
41. Кутлалиев А., Попов А. Эффективность рекламы – М.: Изд-во Эксмо», 2006. – 416 с.
42. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы.- СПб. и др.: Питер, 2002. – 368 с.;
43. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1996;
44. Леннон Д. Задавая правильные вопросы: Что делают люди с рекламой? // Международный журнал рекламы - 2000. – № 3 - С. 28-33.
45. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис Прогресс, 1992. - 270 с.,
46. Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Труды по знаковым системам. - Тарту. - 1973. - Вып. 6. 327 с.
47. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. - Ученые записки Тартуского государственного университета. - 1981. - Вып. 5-6-7.
48. Луков В.А. Стили жизни современной молодежи. - М., 2000;
49. Маркузе Г. Одномерный человек. – М.: АСТ, 2003.
50. Массовая коммуникация влияет на потребление?// Практический маркетинг, № 12 (106), декабрь 2005. – С. 18-26 (0,6 п.л.).
51. Матанцев А.Н. Эффективность рекламы. – М.: Издательство «Финпресс», 2002. – 416 с.
52. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП- холдинг, 2002. – С. 62.
53. Мертон P. Социальная структура и аномия // Социология преступности. - М., 1966.
54. Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе коммерции и политике. - М., 2001;
55. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. - М., 1996;
56. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. – С. 21-29.
57. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 2002. – С. 58.
58. Песоцкий Е.А. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов-на-Дону, 2003;
59. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия: Проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 119 с.
60. Пишняк А.И. Психографика: к описанию стилей жизни россиян.// Социологический журнал, № 4, 2005. – С. 88-102.
61. Пишняк А.И. Рекламная коммуникация и потребительское поведение.// Рекламные технологии, № 8 (53), ноябрь 2003. – С. 11-14
62. Полукаров В.Л. Телерадиореклама. Инновационные технологии. - М.: «Издательство ПРИОР», 1998. - 400 с.
63. Понятие «стиль жизни» в свете тезаурусной концепции // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 13. М. : Моск. гуманит. ун-т, 2007. С. 12–21. (0,7 п. л.).
64. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2001;
65. Райгородский Д.Я. Реклама внушение и манипуляция. - Самара, 2001;
66. Рекламные технологии в культуре современного общества: Product Placement и Cross Promotion // Вестник Московского Университета. Серия Журналистика - 2006. - № 5. – С. 45-59.
67. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. М., 1998.
68. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. – М.: Рудомино, 1995. - 168 с.
69. Самохвалова В.И. Язык масскульта и современная мифология // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против» - М.: Гуманитарий, 2003. – С.148-204.
70. Сафарян А. В. Истоки концепции телевидения как института со-циализации // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 14. М. : Моск. гуманит. ун-т, 2008. С. 95–98.
71. Сафарян А. В. Стиль жизни // Знание. Понимание. Умение. 2008. №1. С. 246–248..
72. Семаан Н.В. Культура - массовая культура - реклама: (мифологический аспект) Москва, 1998. - 170 с.
73. Сигал Айван. Обзор российского телевидения // www.internews.ru
74. Соколов А.В. Общая социальная коммуникация. - СПб.: Терра, 2002. – 360 с.
75. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М., 1987.
76. Средства массовой информации России. 2003-2006 год. Анализ. Тенденции. Прогноз. - М., 2007. - 368 с.
77. Средства массовой информации России. 2007 год. Анализ. Тенденции. Прогноз. - М., 2008. - 230 с.
78. Средства массовой информации России. 2008 год. Анализ. Тенденции. Прогноз. - М., 2009. - 241 с.
79. Старых Н.В.Специфика образности в публицистических и рекламных типах текста: дис.канд.филолог.наук. – М.: МГУ, 1993. – 145 с.;
80. Тард Г. Социальная логика. - СПб.: Высшая школа, 1996. – 280 с.
81. Тарковский А. Запечатленное время // Искусство кино. - 2001. - № 12. – С. 12-18.
82. Тоффлер А. Футурошок. - М.: Оазис, 1997. – 180 с.
83. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: Оазис, 2002. – 149 с.
84. Ульяновский А.В. Мифодизайн как метод социальной конвенции в маркетинговых коммуникациях: Автореф. дис. канд. культуролог. наук. – СПб.: б.и., 2000. – 17 с.
85. Ученова В. В. История рекламы или метаморфозы рекламного образа. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 336 с.
86. Ученова В.В., Шомова С.А., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В. Реклама: палитра жанров. – М.: РИП-холдинг, 2001. – 100 с.
87. Федотов А. Оценка законотворчества Государственной Думы РФ в отношении ревизии рекламного законодательства. // «Телефорум». - М., Апрель, 2001. - С.45-51.
88. Федотова Л. Н. Социология рекламной деятельности. - М.: Оникс, 2007. - 560 с.
89. Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве: социологическое эссе / Л.Н. Федотова. – М., 1996. – С. 27.
90. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. - СПб: Питер, 2003. - 377 с..
91. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты./Пер. с нем. М. Кузнецова. – М.: Медиум, 1997.
92. Цвик В., Качкаева А. Реформы в обществе и на телевидении. 1995-1999.// Очерки истории российского телевидения. - М.: Воскресенье, 1999. - С. 273-288.
93. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. – М.: Аспект-пресс, 2004. – 382 с.
94. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2003. - 286 с.
95. Что такое эффективная реклама? - Две точки зрения. Споры между профессором Джоном Филиппом Джонсом и профессором Эндрю Эренбергом// Tesis – 2000 - № 3 – С. 3-7.
96. Чумиков А.Н. Российский социум в 1995 году: конфликтологическая экспертиза (I полугодие) // Социологические исследования. - 1996. — № 1.
97. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М, 2002.
98. Шейнов В. Эффективная реклама: Секреты успеха. - М.: Ось-89, 2003. - 447 с.
99. Шерковин Ю.А. Массовая коммуникация // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983; Ядов В.А.
100. Шубина И. Б. Основы драматургии и режиссуры рекламного видео. - Ростов-на-Дону: Издательский Центр МарТ, 2004. - 319 с.,
101. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб: Петрополис, 1998. - 432 с.
102. Эренберг Э. Старая одежда императора // Международный журнал социологии - 1999. – № 1 - С. 18-24.
103. Ямпольский М.Б. Диалог и структура кинематографического пространства (о реверсивных монтажных моделях) // Труды по знаковым системам. - Ученые записки Тартуского государственного университета. - Тарту. - 1984. - Вып. 641.
104. www.smi.ru/2001/02/08/981652934.html
105. www.internews.ru
106. www.rian.ru/rian/index.cfm?msg_id=1434962