Основная часть:
Диагностика личности должна строиться на ясных и точных представлениях о сущности этого явления. Психологи, единодушно при¬знавая, что сам феномен личности существует и относится в психоло¬гической науке к числу базовых объектов исследования, столь же единодушно считают, что проблема объективного определения сущ¬ности личности, ее интерпретации является одной из труднейших. «Личность - явление столь всеобъемлющее, что описать его крайне сложно» [6, с. 15]
Категории личности посвящено множество теорий; собран огром¬ный экспериментальный материал, относящийся к исследованию лич¬ности. Вместе с тем, как отмечают некоторые западные психологи, нет прогресса в этом направлении: теоретические посылки, интерпрета¬ция эмпирических фактов, представления о структуре и ведущих па¬раметрах личности столь различны и не согласуются между собой, что установить истину, отказавшись от каких-то теорий из-за их несосто¬ятельности, практически невозможно.
Помимо этого, многие психологические теории личности неполны, односторонни и весьма туманны, что не позволяет определить как по¬нятие личности, так и ее составляющие.
Сказанное имеет непосредственное отношение к проблеме диагно¬стики личности, так как, лишь решив теоретическую проблему опреде¬ления понятия, можно искать измерительные инструменты. Обратная тенденция - определение через результаты измерений - несостоятель¬на и может быть опасной, когда касается личности. Эти замечания сле¬дует иметь в виду при обсуждении некоторых методик личностной диагностики и их психометрических характеристик.
В отечественной психологии реальным базисом личности человека признается совокупность его общественных отношений, реализуемых через многообразие деятельностей. Общество рассматривается не про¬сто некоторой внешней средой личности. Она объективно включена в систему общественных отношений, и этим определяется формирование структуры личности, образуемой комплексом свойств - мотивов, стремлений, установок, привычек и т. д. Но детерминированность лич¬ности общественными отношениями не означает, что она является их пассивным слепком. Как включение личности в систему отношений, так и ее участие в них может осуществляться только как активный про¬цесс. Формируясь, личность сама начинает определять развитие всех психических феноменов человека.
Итак, личность в отечественной психологии понимается как системное качество, характеризующее включенного в общественные отношения индивида. Это системное качество приобретается индивидом в предметной деятельности, при взаимодействии и общении с други¬ми людьми.
Многочисленные и разнообразные проявления личности обусловлены, с одной стороны, ее структурой, а с другой - определяются ситуациями и условиями ее реальной жизнедеятельности. С точки зрения выявления и анализа структуры личности в современной психологической диагно¬стике наиболее распространенными являются две большие группы ме¬тодов - опросники и проективные методики. Для ориентации в этой области диагностики важно иметь представление об особенностях, возможностях и ограничениях каждой из этих двух групп методов.
Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) - это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности [4,c.240].
К настоящему времени создано огромное число личностных опросников самых различных типов. При разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, компонов¬ке, отборе и группировке вопросов.
Цель данной работы - систематизировать методики изучения структуры личности с точки зрения типологического подхода.