ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты».
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Развитие фонематического слуха
В связи с тем, что ошибки на безударную гласную связаны не столько с незнанием правила, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, на самых первых ступенях обучения нужно стараться развивать у учащихся внимание к слого-звуковой структуре слова, к соответствию (несоответствию) буквы звукам, развивать языковое чутье и фонематический слух.
Для этого используется звуковой анализ слова, который проводится в следующем порядке.
Например, предложить детям построить для слова "лента" звуковой домик, поместив каждый звук в свою комнату.
Учитель. Скажите слово "ЛЕНТА" хором и послушайте его.
Дети. [Л'Энта]
Учитель. Назовите ударный слог.
Дети. [Л'Эн]
Учитель. Произнесите слово по слогам.
дети. [Л'ЭН - ТА]
Учитель. А теперь давайте построим звуковой домик для слова "лента". Выделите первый звук в слове.
Дети. [л'л'л'л'энта]
Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.
Дети. Это звук [Л']; он согласный, мягкий, звонкий.
Учитель. Как обозначим этот звук? Покажите.
(Дети показывают зеленый квадрат, учитель выставляет на наборное полотно такой же).
Учитель. Вот в этой комнате и будет жить [Л'].Протяните второй звук этого слова. Дети. [лэээн - та]
ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. – М.: Русский язык, 1987.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.
3. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне // Начальная школа, 2002. – №2. – С.56.
4. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные // Начальная школа, 1996. – №9. – С.78.
5. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. – М.: Знание, 1977.
6. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа, 2002. – №1. – С.90.
7. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
8. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников // Вопросы психологии, 1983. – №5. – С.64.
9. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов // Начальная школа, 1998. – №2. – С. 24.
10. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. – М.: Просвещение, 1974.
11. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
12. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Просвещение, 1996.
13. Русский язык. – М.: Просвещение, 1989.
14. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1993.
15. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок // Начальная школа, 1997. – №2. – С.82.