Курсовая практика по теме: Знакомство с понятием "орфограмма" у младших школьников

Название работы: Знакомство с понятием "орфограмма" у младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

40 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………... 3

Глава I. Методические основы знакомства младших школьников с понятием «орфограмма»

1.1 Лингвистические основы орфографии ……………………… 6

1.2 Понятие об орфограмме. Типы орфограмм ……………………... 8

1.3 Факторы орфографической зоркости как шаг к грамотному письму …………………………………………………………………………………. 10

Глава 2. Методическая система формирования орфографической зоркости младших школьников

2.1 Развитие фонематического слуха ……………………………….. 15

2.2 Овладение умением ставить ударение и обнаруживать безударные гласные …………………………………………………………… 19

2.3 Формирование представлений об орфограмме …………… 26

2.4 Упражнения для выработки орфографической зоркости … 31

2.4.1 Специально организованное списывание …………… 32

2.4.2 Работа над ошибками …………………………………. 35

2.4.3 Графические и цифровые обозначения орфограмм … 36

Заключение ……………………………………………………………… 38

Литература ………………………………………………………………. 41

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты».

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Развитие фонематического слуха

В связи с тем, что ошибки на безударную гласную связаны не столько с незнанием правила, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, на самых первых ступенях обучения нужно стараться развивать у учащихся внимание к слого-звуковой структуре слова, к соответствию (несоответствию) буквы звукам, развивать языковое чутье и фонематический слух.

Для этого используется звуковой анализ слова, который проводится в следующем порядке.

Например, предложить детям построить для слова "лента" звуковой домик, поместив каждый звук в свою комнату.

Учитель. Скажите слово "ЛЕНТА" хором и послушайте его.

Дети. [Л'Энта]

Учитель. Назовите ударный слог.

Дети. [Л'Эн]

Учитель. Произнесите слово по слогам.

дети. [Л'ЭН - ТА]

Учитель. А теперь давайте построим звуковой домик для слова "лента". Выделите первый звук в слове.

Дети. [л'л'л'л'энта]

Учитель. Назовите и охарактеризуйте его.

Дети. Это звук [Л']; он согласный, мягкий, звонкий.

Учитель. Как обозначим этот звук? Покажите.

(Дети показывают зеленый квадрат, учитель выставляет на наборное полотно такой же).

Учитель. Вот в этой комнате и будет жить [Л'].Протяните второй звук этого слова. Дети. [лэээн - та]

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. – М.: Русский язык, 1987.

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.

3. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне // Начальная школа, 2002. – №2. – С.56.

4. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные // Начальная школа, 1996. – №9. – С.78.

5. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. – М.: Знание, 1977.

6. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа, 2002. – №1. – С.90.

7. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.

8. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников // Вопросы психологии, 1983. – №5. – С.64.

9. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов // Начальная школа, 1998. – №2. – С. 24.

10. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. – М.: Просвещение, 1974.

11. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

12. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Просвещение, 1996.

13. Русский язык. – М.: Просвещение, 1989.

14. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М.: Просвещение, 1993.

15. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок // Начальная школа, 1997. – №2. – С.82.

Похожие работы на данную тему