Глава I. Основные виды обучения в современном образовании
1.1. Общая характеристика современной системы образования в России
И.А. Зимняя определяет образование «как социальный институт», одну из социальных подструктур общества.
Содержание образования отражает актуальное состояние общества, функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными и др.
Рассмотрим основные подходы к изучению образования.
1. Образование как система
Образование - это сложная система, характеризующаяся целью, содержанием, структурированностью учебных программ и планов. В целом систему можно охарактеризовать следующим образом:
• образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;
• образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения — урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля — опрос, зачет, экзамен и т.д.;
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2002.
2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты: М.: Владос-Пресс, 2002.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: М., 1991.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: М.: Изд-во Академия, 2004 г.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
6. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология для студентов вузов: Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г.
7. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998.