Курсовая практика по теме: Проблемы развития неформального лидерства в социальной психологии

Название работы: Проблемы развития неформального лидерства в социальной психологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

33 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

1. Теоретическое исследование проблемы лидерства неформальных групп в социальной психологии 5

1.1. Лидeрствo кaк сoциaльный и группoвoй фeнoмeн 5

1.2. Трудности и выгоды, связанные с неформальными группами 8

1.3. Специфика неформального лидерства в социальной группе 15

2. Экспериментальное исследование выявления неформального лидерства в коллективе 18

2.1. Организация и методы исследования 18

2.2. Механизм оценки выявления и влияния неформального лидерства на формирование и взаимодействие коллектива 20

Заключение 28

Список использованной литературы 31

Выдержка:

Введение

Актуальность исследования. В последние десятилетия экспериментально доказано, что человек ведет себя во многом иначе, когда он находится не один, а в группе: в семье, толпе, трудовом коллективе. Естественным результатом общения является спонтанное возникновение неформальных групп. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы оказывают существенное влияние на поведение членов группы, порою даже большее, чем формальные.

Определяющий принцип лидерства – это признание за человеком способностей понимать интересы других людей и управлять ими в соответствии с этими интересами. Чтобы изучить феномен лидерства в неформальной молодежной среде, необходимо рассмотреть эту среду как малую группу.

1. Теоретическое исследование проблемы лидерства неформальных групп в социальной психологии

1.1. Лидeрствo кaк сoциaльный и группoвoй фeнoмeн

Одним и из интересных направлений современной социальной психологии является психология малых групп – исследование формальных и неформальных группировок, феноменов лидерства и групповой сплоченности.

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия .

Заключение

Целью данной работы выступал анализ неформального лидерства, проблем управления и взаимодействия, связанных с существованием неформальных групп.

Были реализованы следующее задачи:

1. Проведем обзор литературы по данной тематике, раскрыт феномен лидерства кaк сoциaльный так и группoвoй.

2. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны существования неформальных групп.

3. Проанализировать особенности управления и взаимодействия, связанные с существованием неформального лидерства в молодежной социальной группе.

Сформулируем основные определения и выводы:

1. Принципы управления неформальными группами:

• признание факта существования неформальной группы;

• выяснение ценности неформальной группы для достижения целей всего коллектива;

• выявление неформальных лидеров и управление ими;

• объединение цели неформальной и формальной групп; признание факта, что вне зависимости, от того, что руководитель делает,

неформальные группы продолжают существовать.

Список использованной литературы

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М.. 1990.

2. Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания//Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1980, № 4.

3. Андреева Г. М., Донцов А. И. Межличностное восприятие в группе. М., 1981.

4. Андреева Г. М., Яноушек Я. Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

5. Баранов А. В., Сопиков А. П. Влияние группы на индивида//Социальные исследования. Вып. 3. Проблемы труда и личности. М., 1970.

6. Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

7. Бойетт Дж.Г., Бойетт Дж.Т. Путиводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. Москва: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2001, 416 с.

8. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2002, 416 с.

9. Бородкин Д.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт! - Новосибирск, 1983.

10. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. Москва: Финансы и статистика, 2001, 192 с.

11. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. Москва: "Дело и сервис", 1998, 400 с.

12. Волков И. П. Исследование лидерства как функции групповой задачи//Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л., 1971

13. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Москва: Гайдарики, 2000, 512 с.

14. Волков И. П. Межличностный контакт как психологическая основа группообразования//Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978.

15. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

16. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 224 с., С. 162.

17. Гуленко В. В., Молодцов А. В. Основы социоанализа. — Киев: ВЗУУП. — 1991.

18. Давыдов В. М., Ладанов И. Д. Психологическая совместимость в трудовых коллективах. М., 1985.

19. Деркач А. А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М., 1999.

20. Донцов А. И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984.

21. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию малых групп. - М., 1993.

22. Джуэлл Л. Организационная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2001, 720 с.

23. Еникеев М. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 160 с.

24. Журавлев А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования//Совместная деятельность: методология, теория, практика. М„ 1988.

25. Журавлев Н.Л. Факторы формирования управления коллективом // Социально-психологические проблемы коллектива. - М., 1993.

26. Залужный А. С. Учение о коллективе. М.—Л., 1930.

27. Каган М. С. Система и структура//Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1983.

28. Костинская А. Г. Социально-перцептивные процессы в условиях группового принятия решений: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985.

29. Кричевский Р. Л. Динамика группового лидерства//Вопр. психологии. 1980. № 2.

30. Кричевский Р. Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1985.

31. Кричевский Р. Л., Дубоеская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном обшении//Психология межличностного познания. М., 1981.

32. Кричевский Р. Л., Маржине А. В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев, 1991.

33. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. – СПб.:Питер, 1997.

34. Милованов В.П. Н Синергетика и самоорганизиция. Москва: Эдиториал УРСС, 2001, 264 с.

35. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

36. Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000.

37. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989

38. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.

39. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.

40. Чернышев А. С, Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж, 1991.

41. Шакуров Р. X. Социально-психологические проблемы руководства коллективом. М., 1982.

42. Щёкин Г.В. Как эффективно управлять людьми. М.: МАУП, 1999, 400 с.

Похожие работы на данную тему