Введение:
Актуальность темы обусловлена наступившим финансовым кризисом, который уже начал перерастать в экономический. Сжатие рынков сбыта усиливает конкурентную борьбу и требует от предприятий более эффективного подхода к управлению внутренними ресурсами.
Изменение экономической ситуации в мире, приоритет на инновационное развитие экономики, изменение потребительского спроса на мировом рынке машиностроения потребовал от предприятий разработки и внедрения новых принципов построения маркетинговой стратегии и поиска новых факторов, способных обеспечить ему конкурентное преимущество.
Целью дипломной работы является разработка комплекса мер по совершенствованию маркетинга на предприятии машиностроительного комплекса.
Предметом исследования является маркетинговая стратегия предприятия. Объектом исследования – ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск».
В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи:
1. Проведен анализ эффективности деятельности предприятия
2. Оценено результативность маркетинговой стратегии предприятия и основные направления ее совершенствования
3. Проанализированы перспективы внедрения инновационных технологий в работе целевых предприятий машиностроительного комплекса РФ, как основной фактор обеспечения конкурентоспособности
4. Разработан комплекс мер по повышению эффективности маркетинга на предприятии
5. Оценено влияние на экономическую деятельность предприятия внедрения комплекса мер по повышению эффективности маркетинга на предприятии
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории маркетинга, экономического анализа и инновационного менеджмента.
В работе использованы методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, системного подхода к рассмотрению объекта исследования. Применялись также методы экономического, финансового, статистического анализа.
Информационно-эмпирическая база исследования представлена законодательными актами, данными Министерства финансов РФ, а также финансовыми и статистическим данными ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск».
Работа состоит из введения, пяти глав, 16 подразделов, заключения и списка литературы.
Глава 5:
Как видно из таблицы 59 годовой экономический эффект от реализации проекта составит 2969,073 тысяч рублей.
Определим, какое влияние на рентабельность продукции всего предприятия окажет изменение объема реализации, изменение ассортиментной политики, изменение себестоимости продукции.
Для оценки влияния будет использован метод цепных подстановок.
Используя метод цепных подстановок, определим влияние на рентабельность продаж изменения себестоимости продукции и выручки от реализации за счет расширения структуры товарного портфеля.
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом ( по методу цепных подстановок)
(28)
где В – выручка от реализации соответственно базисного и отчетного года
С – себестоимость продукции соответственно базисного и отчетного года.
?RВ – влияние изменения объема реализации за счет внедрения производства новой продукции на рентабельность продаж
?RВ =(7281356,426 – 5816693)/ 7281356,4260 – (7268411- 5816693)/ /7268411 =0,2-0,19=0,1
(29)
Используя формулу 29 и данные таблицы 1 определим влияние на рентабельность продаж изменения затрат:
?RC =(7281356,426 – 5825036,609)/ 7281356,426 - (7281356,426-5816693)/ /7281356,426 =0,2 -0,2012 =-0,00012
Данные расчета показывают что за счет изменения товарного портфеля и увеличения объема реализации рентабельность продукции предприятия увеличилась на 1 %, влияние изменения себестоимости продукции незначительное.
Реализация инновационного проекта усилит конкурентные позиции предприятия и позволит ему позиционировать на новых сегментах рынка.
Заключение:
В первой главе дипломной работы был проведен анализ финансового состояния предприятия и эффективности маркетинговой стратегии. В результате анализа было выявлено, что ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» является одним из ведущих производителей энергетического оборудования в России. Входит в состав группы компаний ЗАО «РЭМКО», которому также принадлежит ОАО «Инжиниринговая компания «ЗИОМАР». ОАО «ЗиО-Подольск» производит оборудование для атомной и тепловой энергетики, для газовой и нефтехимической промышленности.
Предприятие реализует инвестиционную программу по созданию новых и модернизации существующих производственных мощностей, необходимых для выпуска энергетического оборудования.
Основные параметры инвестиционной программы были определены исходя из потребностей «Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», а также анализа перспектив развития рынка атомной энергетики зарубежных стран.
В 2008 году предприятие доля оборудования для АЭ в структуре товарного портфеля уменьшилась, и увеличилось доля оборудования производимого для новых сегментов рынка. В 2009 году сократилась доля производства оборудования для ТЭС в соответствии с планом развития предприятия.
На российском рынке энергомашиностроительного оборудования появляются крупные западные производители, пытающиеся захватить долю рынка, традиционно принадлежащую российским предприятиям. Вследствие этого происходит снижение цен на поставляемое оборудование, ужесточаются требования клиентов к технико-экономическим показателям оборудования, к уровню сервиса.
Данные анализа конкурентных позиций ОАО «ЗИО – Подольск» показывают, что по индексу рыночного охвата на мировом рынке предприятие значительно уступает свои конкурентам. На сегодняшний день на рынке оборудования для энергетического комплекса сформировалась новая группа крупных межрегиональных инжиниринговых компаний, обладающих необходимой компетенцией в строительстве объектов генерации «под ключ». Данная группа заняла фактически 100% рынка энергомашиностроения, исключив прямые связи между заказчиками, заводами-изготовителями и инжиниринговыми компаниями, осуществляющими разработки оборудования.
Индексы специализации свидетельствуют о высоком уровне специализации предприятия, что ослабляет с одной стороны его позиции, если компания будет придерживаться глобальной маркетинговой стратегии. С другой стороны если компания выберет стратегию рыночной ниши, то она может обеспечит себе конкурентное преимущество за счет инновационной стратегии лидерства. Это тем более объективно при наличии собственной инжиниринговой компании и возможности консолидировать интеллектуальные и производственные активы ОАО «Атомэнергомаш».