Введение:
Человек есть существо общественное. Каждый из людей при¬надлежит к той или иной группе, коллективу. Причем человек одновременно входит в состав разных групп: семейных, производ¬ственных, учебных, спортивных, политических и т.п. Общество представляет собой, по сути дела, совокупность таких групп, боль¬ших и малых.
Любая социальная группа есть какая-то человеческая общность, выделенная в социальном целом по определенным признакам: родственным, классовым, национальным, характеру совместной деятельности.
Но если большие социальные группы - общественные клас¬сы, этнические общности - издавна привлекали к себе внимание ученых, то малые социальные группы - трудовые, учебные, груп¬пы по интересам - стали изучаться сравнительно недавно, лишь с начала XX в.
Именно к этому времени ученые обнаружили, что при всем значении больших социальных групп для жизни общества они все же влияют на людей опосредованно, а непосредственно их повсед¬невная жизнь связана именно с малыми социальными группами, которые постоянно и активно оказывают на них разнообразное воздействие.
Сегодня изучение малых социальных групп стало правилом в социологии, психологии и педагогике.
Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос об особенностях малого школьного коллектива, каковым является класс - ведущий компонент воспитательной организации, школы. Он не только впитывает в себя и транслирует культуру воспитательной системы школы, но и сам является мини-организацией со своим укладом, культурой и особенностями.
Классный коллектив выступает как важная форма организации вос¬питания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять толь¬ко в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важ¬ность этой закономерности, следует иметь в виду два следую¬щих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспита¬ния является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность бу¬дет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в со¬циальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не мо¬жет быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкреплять¬ся разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и высту¬пает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отно¬шений. Поэтому в процессе педагогической работы необходи¬мо создавать здоровый и сплоченный воспитательный кол¬лектив и умело использовать его для разностороннего разви¬тия личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Глава 2:
Для проверки выдвинутой гипотезы в рамках данного исследования на базе общеобразовательной школы и православной классической гимназии были сформированы экспериментальные группы из 10 школьников в православной классической гимназии и 21 школьника в общеобразовательной школе, с которыми проведено тестирование по выявлению особенностей каждого малого коллектива.
Были поставлены следующие задачи:
1)подобрать методики по теме исследования;
2)выявить интерактивную и личностную направленность школьников;
3)выявить структуру учебной мотивации школьников;
4)определить уровень сформированности психологического климата в малых коллективах;
5)сравнить результаты диагностики и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что на формирование психологического климата классного коллектива, как показателя определяющего психологические особенности малого школьного коллектива, влияют интерактивная направленность и личностная социализация школьников, а так же структура их учебной мотивации.
Программа психологической диагностики включала следующие методики.
1.Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е.Щуркова в модификации Н.П.Фетискина) (приложение 1).
Цель: Изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников.
Испытуемым предлагается опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует мнению испытуемого и наиболее ценен для него.
Интерпретация результатов осуществляется в соответствии с ключом к методике.
2.Диагностика структуры учебной мотивации школьника (приложение 2).
Цель: выявить ведущие мотивы обучения в школе.
Испытуемым предлагается оценить, насколько значимы для них причины, по которым они учатся в школе (21 пункт). Интерпретация результатов в соответствии с ключом методики.
3. Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева) (приложение 3).
Цель: определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому.
Испытуемым предлагается три вопроса:
а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?
Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».
Вычисляется средний балл группы и делается вывод в соответствии с критериями оценки.
Заключение:
В работе была изучена теоретическая сущность малого школьного коллектива. В рамках этой главы рассмотрели основные признаки классного коллектива как формы малого школьного коллектива и определено значение взаимоотношений в малом школьном коллективе.
Был рассмот¬рен актуальный вопрос о психологи¬ческих особенностях малого школьного коллектива, психологическом климате как компоненте психологической характеристики класса, кото¬рые недостаточно полно освещены в современной научной литературе. Не¬сомненно, что необходимым услови¬ем развития класса, как малого школьного коллектива, является формирование благоприятного психологического климата, способствующего развитию у учащихся чувства общности, а так¬же усвоению опыта, стереотипов восприятия, мышления, поведения и ценностей той среды, к которой при¬надлежит ученик.
В эмпирическом исследовании были использованы методы научно-психологических исследований: «Диагностика интерактивной направленности личности» (Н.Е.Щуркова в модификации Н.П.Фетискина), «Психологический климат классного коллектива» (В.С.Ивашкин, В.В. Онуфриева), «Диагностика структуры учебной мотивации школьника».
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы и классической православной гимназии в текущем году. Было обнаружено, что на формирование психологического климата классного коллектива, как показателя определяющего психологические особенности малого школьного коллектива, влияют интерактивная направленность и личностная социализация школьников, а так же структура их учебной мотивации. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Данная работа не претендует на достаточно полное исследование в этой области психологии. Представляется, что подлинно научный этап исследований только начинается, а до сих пор заинтере¬сованными специалистами была проведена не более чем предварительная работа. Но¬вый этап исследовательской работы в дан¬ной области представляется многообещаю¬щим и актуальным.