Введение:
Актуальность исследования. Средства массовой коммуникации в современном мире считаются базовым элементом социализации. Они являются для человека источником знаний о мире, позволяют оценить свое положение в системе общественных отношений, включающих в себя гендерную дифференциацию и иерархию. Формирование представлений о социуме обязательно включает в себя трансляцию такого понимания маскулинности и феминности, которое принято в данной культуре. Одним из таких каналов является образ ведущих, выступающих основными коммуникаторами со стороны СМИ на телевидении.
Учитывая значение средств массовой информации в современном обществе, отметим, что именно этим средствам предстоит играть главную роль в формировании гендерного сознания, в определении путей преодоления гендерной ассиметрии и создании гармоничного общества. Успешность этого будет определяться тем, насколько профессионально журналисты, ведущие, руководители средств массовой коммуникации, будут демонстрировать гендерные ценности и приоритеты, распознавать гендерные проблемы, искать пути их решения. В этой связи изучение гендерного аспекта в роли ведущего программ на современном телевидении является актуальным.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с изучением гендерного аспекта личности ведущего телепрограмм изучались в работах Ажгихиной Н.А, Новикова А.А., Фомичевой И.Д., Сосновской А.М. и др. Общие вопросы гендера в современных СМИ являются объектом изучения широкого круга отечественных и зарубежных ученых. Актуальность темы объясняет большое количество работ, посвященных изучению образов мужчин и женщин в средствах массовой коммуникации. Большое внимание в этих работах уделяется изменениям в гендерных стереотипах с течением времени: авторы пытаются понять, действительно ли образы мужчин и женщин в средствах массовой коммуникации стали менее консервативными, или это попытка адаптировать вековые традиции к реалиям сегодняшней жизни.
Целью данной работы является рассмотрение роли ведущего телевизионной программы на современном телевидении с точки зрения гендерного аспекта.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть зрелищную природу телевидения;
- изучить тендерные аспекты современного телевидения и личности ведущего;
- провести анализ творческого стиля и методов работы телеведущих на примере Ольги Бакушинской, Натальи Метлиной и Киры Прошутинской.
Предметом исследования выступает личность ведущего программы на современном телевидении.
Глава 2:
Кира Прошутинская родилась в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. На телевидении с 1967 года. Она одна из самых известных и уважаемых персон российского ТВ, которому отдала более 30 лет жизни. Кира Прошутинская была одним из авторов программ «От всей души», «А ну-ка, девушки», «Мир и молодежь», «Взгляд», «12-й этаж», вела передачи: «Мужчина и женщина», «Пресс-клуб».
В 1988 году вместе со своим мужем основала телекомпанию Авторское телевидение (АТВ), которая и по сей день остается одним из самых заметных производителей на российском медийном рынке.
В июле 2001 года стала членом Академии российского телевидения. Лауреат премии «Телегранд» 2001 года за цикл популярных авторских телепрограмм и значительный вклад в духовное благополучие общества. В настоящее время она ведет программу «Народ хочет знать» на «ТВ Центре».
Кира – образец женственности на ТВ. Она верит в то, что миром правят высшие силы, и в жизни есть справедливость и правда. А также верит в судьбу и в то, что рядом с каждым человеком есть охраняющий его ангел. Эту идею она проводит через многие свои программы, несмотря на то. Что темы в них поднимаются достаточно серьезны – ее еженедельное ток-шоу рассказывает о темах, интересующие большинство населения России: как не допустить сращивание криминала с чиновниками? Началась ли на этот раз настоящая борьба с орг.преступностью? Кому выгодно повышение налога на недвижимость? Как не допустить роста национализма и экстремизма? Можно ли повысить качество услуг ЖКХ, не повышая на них цены? и т.д.
В ток-шоу с одной стороны - собравшиеся в студии люди, представляющие различные национальные, возрастные, социальные группы населения страны. С другой – политические и общественные деятели, руководители министерств и ведомств, представители деловых кругов, авторитетные в обществе люди. Безработица, уровень жизни, жилье, здравоохранение - вопросы ребром, ответы из первых уст создают высокий градус дискуссии, главная цель которой – конструктивный диалог народа и власти.
В кадре Кира, несмотря на свой возраст, мягкая, женственная, но лишена сексуальности. Ведет программу спокойно, активно использует риторические идиомы. В эфире находится в таком уравновешенном, гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим к коллективу и находящимся в безопасности.
Ее спокойная эмоциональность является предпосылкой для прочувствования всех важных тем программ, для их сопереживания и раздумий. Кира склонна к флегмантичному темпераменту и символизирует некую материнскую сущность, доверие, любовь и самоотверженность.
Ведет программу в очень классических рамках, можно сказать, что в лучших традициях российского телевидения. В своих монологолах отстаивает позицию народа и не разделяет мнения оппозиции, потому что не хочет видеть всё в черном цвете. Не в ее правилах превращать ток-шоу в балаган и стремится, чтобы не осталось обиженных
В сентябре 2010 года гранд-дама отечественной тележурналистики торжественно отметила свой юбилей – ей исполнилось шестьдесят пять. У Киры нет никаких комплексов по поводу возраста: она отлично выглядит и совершенно не стесняется даты своего рождения.
Незадолго до юбилейной даты Прошутинская пробовала запустить очередной свой проект на Первом канале, но, к сожалению, он не оправдал ее ожиданий. Пилотный проект этой передачи назывался «Софитылорен», а в эфире она появилась под другим названием – «Раньше всех». Основными ведущими этой передачи стали актрисы Ольга Аросева и Алика Смехова. Сначала проект заслужил одобрение генерального директора Первого канала Константина Эрнста, но спустя две недели его закрыли. А Прошутинской предъявили претензии в том, что якобы с ее стороны была нарушена технология съемок. Кира Александровна до сих пор считает подобные обвинения необоснованными, поскольку рейтинги передачи «Раньше всех» были выше даже, чем у программы «Малахов +».
Кира старается сделать все возможное чтобы дать дорогу молодым журналистам на ТВ, стремясь в каждом из них развить творческое начало. Выступает за свободу слова - «Люди должны быть свободными в своих идеях», - так формулирует она свое профессиональное кредо.
Таким образом, рассмотрев в рамках данной главы образы трех ведущих разных программ на современном телевидении, можно отметить. что несмотря на их одинаковую гендерную принадлежность – они все женщины, восприятие их в кадре очень разнится.
Заключение:
Таким образом, в работе была рассмотрена роль ведущего телевизионной программы на современном телевидении с точки зрения гендерного аспекта. В ходе исследования была рассмотрена зрелищная природа телевидения, изучены гендерные аспекты современного телевидения и личности ведущего, а также проведен анализ творческого стиля и методов работы телеведущих на примере Ольги Бакушинской, Натальи Метлиной и Киры Прошутинской.
По итогам исследования можно отметить, что личность телеведущего – это пятьдесят процентов успеха любой программы на телевидении. Главное правильно подобрать личность и гендерную принадлежность, поскольку образ ведущего в кадре весьма важен. Женщины, мечтающие заниматься серьезной журналистикой на политические или криминальные темы, приходиться лишать себя женских черт и постепенно приобретать мужско характер. Иначе, они просто не будут восприняты аудиторией. Железная воля, харизма, напористость, острый ум и колкая речь – вот характеристики серьезного журналиста в гендерных стереотипах. Для ведущего новостей не столько важен пол сколько способность с правильными акцентами донести информацию. В развлекательных программах и ток-шок все зависит от тематики. Но, в общем и целом, присутствие в кадре и мужчины и женщины понимает рейтинг программы.
Таким образом, рассмотрев образы трех ведущих разных программ на современном телевидении - Ольги Бакушинской, Натальи Метлиной и Киры Прошутинской, можно отметить. что несмотря на их одинаковую гендерную принадлежность – они все женщины, восприятие их в кадре очень разнится.
Ольга пытается создать единый сплав из противоположностей, как импульсивного покорителя, так и нежной самоотверженности. Такая идентификация единственной ее эмоцией
Наталья – это успешный, признанный журналист, харизматичный, но в то же время аутентичный, идущий своим путем, самореализующийся, активизирующий свой потенциал, самостоятельный.
Кира, несмотря на свой возраст, мягкая, женственная, но лишена сексуальности. Ведет программу спокойно, активно использует риторические идиомы. В эфире находится в таком уравновешенном, гармоничном состоянии, без напряжений. Ее спокойная эмоциональность является предпосылкой для прочувствования всех важных тем программ, для их сопереживания и раздумий. Склонна к флегмантичному темпераменту и символизирует некую материнскую сущность.